
Апостол Пётр
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой начало второго соборного послания апостола Петра. В традиционном приветствии апостол называет себя одновременно рабом и апостолом Христовым, так что может показаться, что он совмещает нечто несовместимое. Ведь раб — это практически вещь, которую хозяин может использовать по своему усмотрению, а апостол — это посланник, которому доверили миссию проповеди. Будет ли успешной миссия рабов? Или всё же свободные люди лучше услышат её из уст свободных же людей? На самом деле последнее, конечно, верно и в этом смысле рабство, о котором говорит апостол, — это рабство особенного рода. Ведь Сам Христос пришёл, чтобы дать свободу и указать на истинный смысл человеческого достоинства. При этом интересно, что апостол желает ученикам благодати и мира, которые должны умножиться в познании Бога и Господа Иисуса Христа.
Казалось бы, человек желает помощи от Бога и не знает, как её получить. Ответ апостола очевиден: благодать умножается вместе с миром и происходит это тогда, когда человек стремится к познанию Бога. Ведь благодать — это не электроэнергия, которую можно использовать для самых разных целей. Благодать подаётся тем, кто стремится к исцелению и обновлению человеческих отношений, поэтому апостол упоминает вместе с ней мир. Ведь где пребывает Бог — там нет места ненависти и вражде. Да, там может быть боль, могут быть страдания, ведь мир лежит во зле. Но благодать и мир как раз и посылаются для того, чтобы боль и страдания закончились, чтобы человек получил исцеление. Причём посылаются они не просто по первому требованию, но в ответ на стремление познать Бога, то есть открыть для себя Его замысел и Его волю.
Мы слышим это и даже слова нам могут быть понятны, но при этом, будем честными, для нас они звучат как какая-то высокая богословская теория. Нам кажется, о каком познании божественной жизни может идти речь, когда мы не знаем и не можем элементарного: как владеть собой, прощать обиды, радоваться чужому счастью. И всё же Бог не сообщил нам ничего, что было бы для нас чем-то совершенно запредельным и недостижимым. Здесь главное расслышать динамичность, на которую указывает апостол, ведь христианство — это путь к совершенству, а не только его конечная точка, под которой апостол подразумевает «причастность Божественному естеству».
Задумываясь о том, как подобное возможно, Отцы Церкви указывали на тайну Христа, в Котором Сам Бог стал таким же, как мы, чтобы мы могли стать такими, как Он. Более того, для апостола очевидно, что Бог даёт нам свои силы для того, чтобы мы вели правильную жизнь и удалялись от греха. И опять обращение к тексту апостола Петра удивляет нас и сам этот текст воспринимается как странное соединение разных регистров: божественная жизнь и воздержание от грехов — неужели это вообще как-то соединимо? Однако для апостола это является главным тезисом: божественная жизнь достижима, потому что в ответ на наши земные усилия Бог отвечает очень щедро. В жизни человека вера неразрывно связана с добродетелью, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. И мы верим, что жизнь того, кто искренне стремится подняться по этой лестнице, никогда не останется бесплодной.
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема