2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой начало второго соборного послания апостола Петра. В традиционном приветствии апостол называет себя одновременно рабом и апостолом Христовым, так что может показаться, что он совмещает нечто несовместимое. Ведь раб — это практически вещь, которую хозяин может использовать по своему усмотрению, а апостол — это посланник, которому доверили миссию проповеди. Будет ли успешной миссия рабов? Или всё же свободные люди лучше услышат её из уст свободных же людей? На самом деле последнее, конечно, верно и в этом смысле рабство, о котором говорит апостол, — это рабство особенного рода. Ведь Сам Христос пришёл, чтобы дать свободу и указать на истинный смысл человеческого достоинства. При этом интересно, что апостол желает ученикам благодати и мира, которые должны умножиться в познании Бога и Господа Иисуса Христа.
Казалось бы, человек желает помощи от Бога и не знает, как её получить. Ответ апостола очевиден: благодать умножается вместе с миром и происходит это тогда, когда человек стремится к познанию Бога. Ведь благодать — это не электроэнергия, которую можно использовать для самых разных целей. Благодать подаётся тем, кто стремится к исцелению и обновлению человеческих отношений, поэтому апостол упоминает вместе с ней мир. Ведь где пребывает Бог — там нет места ненависти и вражде. Да, там может быть боль, могут быть страдания, ведь мир лежит во зле. Но благодать и мир как раз и посылаются для того, чтобы боль и страдания закончились, чтобы человек получил исцеление. Причём посылаются они не просто по первому требованию, но в ответ на стремление познать Бога, то есть открыть для себя Его замысел и Его волю.
Мы слышим это и даже слова нам могут быть понятны, но при этом, будем честными, для нас они звучат как какая-то высокая богословская теория. Нам кажется, о каком познании божественной жизни может идти речь, когда мы не знаем и не можем элементарного: как владеть собой, прощать обиды, радоваться чужому счастью. И всё же Бог не сообщил нам ничего, что было бы для нас чем-то совершенно запредельным и недостижимым. Здесь главное расслышать динамичность, на которую указывает апостол, ведь христианство — это путь к совершенству, а не только его конечная точка, под которой апостол подразумевает «причастность Божественному естеству».
Задумываясь о том, как подобное возможно, Отцы Церкви указывали на тайну Христа, в Котором Сам Бог стал таким же, как мы, чтобы мы могли стать такими, как Он. Более того, для апостола очевидно, что Бог даёт нам свои силы для того, чтобы мы вели правильную жизнь и удалялись от греха. И опять обращение к тексту апостола Петра удивляет нас и сам этот текст воспринимается как странное соединение разных регистров: божественная жизнь и воздержание от грехов — неужели это вообще как-то соединимо? Однако для апостола это является главным тезисом: божественная жизнь достижима, потому что в ответ на наши земные усилия Бог отвечает очень щедро. В жизни человека вера неразрывно связана с добродетелью, рассудительностью, воздержанием, терпением, благочестием, братолюбием и любовью. И мы верим, что жизнь того, кто искренне стремится подняться по этой лестнице, никогда не останется бесплодной.
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.
19 мая. Об отношении к страданиям
Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, жившего за 2000 лет до Рождества Христова.
Об отношении к страданиям, — священник Алексей Дудин.