2 Ин., 75 зач., I, 1-13.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание, отрывок из которого мы только что услышали, скорее всего было написано в городе Ефес. Апостол Иоанн называет себя старцем. В греческом оригинале стоит слово «пресвитер». Так в Ефесе называли тех, кто являлся последователем Спасителя при Его жизни, а также учеников апостолов. Он пишет своё письмо некоей женщине, которую называет «избранная госпожа». Существует несколько предположений, кто бы это мог быть. С одной стороны, допускают мысль, что это конкретный человек. Возможно, Пресвятая Богородица или же Марфа из Вифании, сестра четверодневного Лазаря. Но более вероятно, что выражение «избранная госпожа» — это метафора, под которой апостол подразумевает Церковь. То есть послание написано всем верующим. Иоанн проводит мысль, которая является ключевой для всех его писаний: истина и любовь неразрывно связаны между собой.
В греческом языке существует несколько слов для обозначения любви. Первое — это «эрос». Это романтическая влюблённость, для которой важны новизна, динамика, желание обладать объектом. Эрос всегда строится на определённой идеализации объекта. Он заставляет чувствовать человека лишённым чего-то, что может дать только его избранник. Иными словами, эрос — это эгоистичная любовь, любовь-жажда, любовь-страстное влечение. Ещё одно слово для обозначения любви — «филиа». Это слово можно перевести как «принятие» или «расположение». Нередко греки называли этим словом отношения между братьями и сёстрами или же между друзьями. Однако в своём послании апостол Иоанн использует для обозначения любви третье слово. Это — «агапэ». Агапэ — любовь-самопожертвование. Безусловное принятие личности другого со всеми её достоинствами и недостатками. Такая любовь ищет высшего блага для других. Она готова вытерпеть ради этого все трудности и проблемы.
Вот именно такая любовь открывает человеку истину. Под истиной апостол подразумевает не абстрактную идею. Для него истина — это Сам Бог, приблизиться к Которому и познать Которого можно лишь через исполнение евангельских заповедей, вся суть которых сводится к подвигу великодушного самопожертвования ради ближнего. Если в нас не живёт подобная любовь к людям, то и любовь Божию мы принять не можем, истина остаётся для нас закрытой. Потому и обращается сегодня апостол Иоанн Богослов с призывом не только к своим современникам, но и ко всем нам: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.