2 Ин., 75 зач., I, 1-13.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Послание, отрывок из которого мы только что услышали, скорее всего было написано в городе Ефес. Апостол Иоанн называет себя старцем. В греческом оригинале стоит слово «пресвитер». Так в Ефесе называли тех, кто являлся последователем Спасителя при Его жизни, а также учеников апостолов. Он пишет своё письмо некоей женщине, которую называет «избранная госпожа». Существует несколько предположений, кто бы это мог быть. С одной стороны, допускают мысль, что это конкретный человек. Возможно, Пресвятая Богородица или же Марфа из Вифании, сестра четверодневного Лазаря. Но более вероятно, что выражение «избранная госпожа» — это метафора, под которой апостол подразумевает Церковь. То есть послание написано всем верующим. Иоанн проводит мысль, которая является ключевой для всех его писаний: истина и любовь неразрывно связаны между собой.
В греческом языке существует несколько слов для обозначения любви. Первое — это «эрос». Это романтическая влюблённость, для которой важны новизна, динамика, желание обладать объектом. Эрос всегда строится на определённой идеализации объекта. Он заставляет чувствовать человека лишённым чего-то, что может дать только его избранник. Иными словами, эрос — это эгоистичная любовь, любовь-жажда, любовь-страстное влечение. Ещё одно слово для обозначения любви — «филиа». Это слово можно перевести как «принятие» или «расположение». Нередко греки называли этим словом отношения между братьями и сёстрами или же между друзьями. Однако в своём послании апостол Иоанн использует для обозначения любви третье слово. Это — «агапэ». Агапэ — любовь-самопожертвование. Безусловное принятие личности другого со всеми её достоинствами и недостатками. Такая любовь ищет высшего блага для других. Она готова вытерпеть ради этого все трудности и проблемы.
Вот именно такая любовь открывает человеку истину. Под истиной апостол подразумевает не абстрактную идею. Для него истина — это Сам Бог, приблизиться к Которому и познать Которого можно лишь через исполнение евангельских заповедей, вся суть которых сводится к подвигу великодушного самопожертвования ради ближнего. Если в нас не живёт подобная любовь к людям, то и любовь Божию мы принять не можем, истина остаётся для нас закрытой. Потому и обращается сегодня апостол Иоанн Богослов с призывом не только к своим современникам, но и ко всем нам: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам, дорогие друзья, задумываться над тем, а почему Церковь даже во времена безбожных гонений, всё равно продолжала на каждом богослужении молиться за существующие власти? Разве это не было «капитуляцией» перед богоборческим режимом?
Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 2-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Как мы видим, для апостола Павла — который, отметим, жил вовсе не в православно-ориентированном государстве — власть как таковая и её носители имели особое значение. Более того: молитва о «власть предержащих» для него — залог «тихой и безмятежной жизни».
Вот что пишет о природе власти святой 5-го века, Исидор Пелусиотский — который, кстати, был учеником святителя Иоанна Златоуста: «То, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Равноправие обыкновенно возжигает войну, и Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика». Как мы видим, святой Исидор подчёркивает, что принцип единоначалия вложен самим Богом в устройство общества и именно этот принцип придаёт обществу устойчивость.
Но вот что очень интересно — далее Исидор предлагает посмотреть не на человеческое общество, а на животный мир: «Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчёлы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец... И (в море) многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не всё имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что ... власть... установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство».
А что же будет следствием отказа от молитвы за власть? Только одно: попытка утвердить себя самого в качестве источника власти. Другими словами, это своеобразный бунт и отказ видеть в лице власть имущих проявление действия Промысла Божия. Ведь молитва за власть — не тождественно полному и безоговорочному соглашению со всем, что данная власть совершает! Если христианам заповедано прежде всего молиться за своих врагов — то на каком же основании молитва за власть имущих должна быть исключена?..
Хотелось бы призвать, дорогие друзья, всех к искренней молитве о тех, на чьих плечах сегодня находится груз принятия ответственных решений, — и безотносительно к личностям, пусть Господь Бог их умудрит, укрепит и просветит светом Своей Истины, чтобы и нам, и нашим детям выпало «мирное и безмятежное жительство во всяком благочестии и чистоте!»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Активные коляски для особенных детей
8-летняя Серафима не может ходить. Виной тому двигательные нарушения. Долгое время девочка полностью зависела от помощи близких и все её перемещения были довольно ограниченными. Взять самой со стола чашку, поиграть с друзьями во дворе или в школе на переменке — всё это Серафиме было недоступно, пока в её жизни не появилась активная инвалидная коляска. Она лёгкая и удобная в управлении, разработана специально для особенных детей.
Эту дорогостоящую коляску семье Серафимы помог приобрести благотворительный фонд «Игра». Класс, в котором учится девочка, также поддержал сбор на технику для движения. И теперь Серафима свободно перемещается по школе или на улице, общается с ребятами и активно проживает детство.
Недавно родители одноклассников Серафимы вновь решили поучаствовать в добром деле — поддержать фонд «Игра» и его подопечных. «Мы хотим, чтобы те ребята, кто лишён самостоятельного передвижения, обрели такую важную для жизни технику», — объясняют они. В рамках осенней акции фонда весь класс Серафимы перечислил средства в поддержку детей с двигательными нарушениями.
Присоединиться к эстафете добрых дел можете и вы. Переходите на сайт фонда «Игра» и поддержите сбор на активные коляски для особенных детей: https://fond-igra.ru/events/18408/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Казачество в России». Священник Тимофей Чайкин, Маргарита Железнова, Юрий Березецкий
У нас в гостях были организаторы и участники международного фестиваля «Казачья станица Москва»: секретарь Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством священник Тимофей Чайкин, художественный руководитель и главный режиссер фестиваля, председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу Маргарита Железнова и начальник управления по работе с казачеством департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Юрий Березецкий.
Разговор шел об истории казачества в России, о значении Православия для казачьей культуры, а также о 10-м Международном фестивале «Казачья станица Москва».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер