2 Тим., 292 зач., II, 1-10
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. В январе 1815 года в Царскосельском лицее проходил открытый экзамен, на котором ответ перед комиссией вместе с другими учениками держал юный Александр Пушкин. Среди экзаменаторов находился знаменитый поэт — совсем уже пожилой Гавриил Державин. Выслушав яркое выступление Пушкина, он впоследствии воскликнул — «Я не умер. Вот кто заменит Державина». О смене поколений речь идёт и во второй главе второго послания апостола Павла к Тимофею. Отрывок из этого библейского текста читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Прозвучавший текст апостол Павел адресовал любимому своему ученику — Тимофею. Тот, будучи евреем-полукровкой, однажды пришёл послушать проповедь Павла в синагогу родного для себя города Листры. Слова апостола зажгли в сердце Тимофея веру в Господа Иисуса, и вскоре юноша присоединился к числу учеников Павла. Тимофей проявил не только преданность Церкви, он, несмотря на юный возраст, умел ярко и аргументированно рассказывать людям о Евангелии, имел отличные организаторские способности. Вот в чём состояла причина, почему Павел поручил Тимофею стать епископом — главой церковной общины города Эфеса.
Нельзя сказать, что возложенные обязанности приносили Тимофею много радости. Эфесские иудеи укоряли его в предательстве веры предков, некоторые христиане намекали на другой недостаток — молодой возраст апостола-епископа. Павел знал о том, что приходится переживать ученику. Потому и направил ему два утешающих послания. В прозвучавшем отрывке апостол призывает Тимофея искать радость в служении, которое он осуществляет. Да, оно сопряжено со многими трудностями. Но нет на свете ничего более высокого, чем быть помощником Бога и людей в их встрече друг с другом.
Павел призывает Тимофея ощутить себя воином небесным. Не в смысле уничтожения инакомыслия. А в смысле полной концентрации мыслей и сил ради исполнения своего долга. Здесь не выйдет быть совместителем, работником на полставки. Либо ты полностью отдаёшься служению, либо терпишь крах. В качестве награды Павел обещает Тимофею не только радость. Он воодушевляет его удивительным по силе высказыванием — «для слова Божия нет уз». Что означает не только указание на судьбу Павла, находившегося на момент написания послания в темнице.
Речь об абсолютной свободе правды Божией. Истинный проповедник и пастырь Христов обретает способность оказаться выше лукавства этого мира, указать на неправду, сделать кривое прямым. И даже смерть не может стать в данном деле преградой. Потому что Дух Божий, говорящий через чистые сердца Своих служителей, не подчинен человеческой власти. И в каждом поколении будут появляться новые и новые глашатаи правды Господней.
В данном отношении апостол Павел был спокоен — его дело и в каком-то смысле он сам продолжал жить в Тимофее и других учениках. Это апостольское служение Церкви не прерывается вплоть до современности. И те, кто исполняет его сегодня, не должны бояться, ведь перефразируя Державина могут сказать: «Я не умру. Вот кто заменит меня по милости Божией».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России