2 Тим., 297 зач., III, 16 — IV, 4.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Преподобный Максим Исповедник очень интересно переводит слова из этого отрывка апостольского чтения: тех, кто по своим прихотям избирают себе удобных учителей, он называет «чешущими слух и язык». Какое глубокое сравнение!
Сегодня для «расчёсывания» слуха и языка в кровь есть все условия. Смартфон, планшет, компьютер — идеальные «чесалки», которые всегда с тобой. Что пользуется наибольшим интересом? Конечно же, скандалы, сплетни, интриги, конфликты — всё то, где «расчёсывание» слуха и языка происходит с поистине звериным неистовством. И, казалось бы, — всего лишь лёгким постукиванием клавиш можно опорочить другого, расковырять его раны на потеху зрителям, унизить, превратить в посмешище — и всё это — сидя дома в комфорте, покое и безопасности. А смотрение бесконечных сериалов? Вот уж где «расчёсывание» становится главным ежедневным делом!
Но есть ли какой-то рецепт, как можно остановить эту болезненную душевную чесотку? Да, есть, и он очень прост: не трогать там, где чешется! Если знаете за собой слабость, что не устоите от погружения в свежайшую сплетню про своего начальника, — не звоните без нужды тому, кто только и питается, что слухами да интригами. Если уже известно, что посещение такого-то сайта в душе оставит грязный след, — заблокируйте его навсегда. Если увидели где-то невероятное количество комментариев под публикацией — благоразумно пройдите мимо, а не бросайтесь выяснять, на чьей стороне правда. Если немного приостановиться — то подобные этим правила совсем не сложно определить для себя — это и станет принципами — первоосновами вашей личности — без которых в человеке никакого духовного роста быть не может.
Заметим, чему противопоставляет апостол это «расчёсывание слуха и языка» — изучению Священного Писания. Погружение в него — это и есть полноценное питание души и духа, а не та разрушительная видимость «включенности» в жизнь, которую только и может дать «расчёсывание». Причём напитывание души Божественными словами имеет не только духовную пользу, но и невероятный терапевтический эффект для души! Не верите? Давайте пробовать.
Первый шаг — знакомство с Писанием — обязательно должно происходить с карандашом в руках или с возможностью копировать в дневник отрывки. Как только что-то откликается в сердце — фиксируем, подписываем, сохраняем.
Второй шаг — заучивание этих цитат наизусть. Пусть для начала их будет немного — но условие строгое: каждая цитата должна «цеплять», пробуждать определённое переживание сердца.
Третий шаг — в ситуации, когда наш внутренний мир начинает качаться, словно палуба корабля в шторм — достаём из памяти подходящие цитаты и начинаем раз за разом их повторять, стараясь снова ощутить то переживание, которое было у нас при чтении. Возможно, трудно в это поверить — но вы сами увидите, какую казалось бы невероятную силу эти слова имеют, — когда они прочувствованы, прожиты и пережиты!
Не будем же, дорогие братья и сёстры, пренебрегать этим чудесным сокровищем — которое в руках каждого из нас — спасительными словами Священного Писания!
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











