2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Святитель Иоанн Златоуст в своем комментарии на этот отрывок очень удивлялся словам апостола Павла: в одном месте апостол утверждает, что он идет исключительно туда, куда ему повелевает идти Дух Святой и сам не выбирает направления и сроки для путешествий, а здесь тот же самый апостол ссылается на свое собственное решение не приходить до определенного времени в Коринф. Святитель Иоанн упрекает апостола Павла в некоторой непоследовательности. Вот его слова: «Нам кажется, что, говоря так, ты противоречишь самому себе». Далее в своем комментарии святитель Иоанн приходит к мысли, что последнее — ссылка на собственное решение не приходить — была лишь фигурой речи, а по сути дела апостол исполнял повеленное ему Духом Святым. Следовательно, и все дальнейшее тоже стоит понимать, как имеющее не человеческую, а божественную волю.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол пишет, что не приходил в Коринф по своему милосердию, что он решил «не приходить» в Коринф «опять с огорчением». Что это означает? То, что у апостола были известные и всем понятные цели: научение в вере и назидание в христианской нравственности. Первая цель была достигнута, об этом он пишет здесь же: «верою вы тверды». Здесь нет слов об их нравственном несовершенстве, но они есть в других местах этого же павлова послания, в частности, апостол упоминает некое оскорбление, которое было нанесено его посланнику. За нанесенным оскорблением стояло непонимание того, какой нравственной высоты требует Господь от тех, кто тверд верою.
Апостол не хочет приходить в Коринф и лично указывать членам христианской общины на необходимость исправления. Он пишет свое послание с тем, чтобы к его приходу были сделаны надлежащие выводы, а неровности поведения исправлены. Конечно, не только слышать, но и читать то, что обличает в грехе и побуждает к исправлению крайне неприятно, это огорчает. Именно такое огорчение и упоминает апостол, но вместе с этим, он говорит, что вслед за огорчением идет радость: «Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?» Павел избирает очень мягкий путь: он не может не врачевать нравственные недостатки, но делает это он крайне аккуратно, щадя чувства тех, к кому он обращает свое наставление. Это тот путь, который ему подсказывает Дух Святой. А раз он подсказывал его апостолу Павлу, значит это общий для всех христиан путь: в исправлении чужих недостатков необходима интеллигентная мягкость и апостольская ненавязчивость.
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.