
2 Кор., 183 зач., VII, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С какими словами обратиться к своим близким, если они совершили какой-то скверный поступок? Как заставить их осознать свою неправоту и измениться? Именно об этом тот отрывок из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.
3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.
4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.
6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,
7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Ситуация, сложившаяся в коринфской общине, была непростой. Между местными христианами разгорались конфликты, что грозило расколом, да и личная духовная и нравственная жизнь оставляли желать лучшего. Пытаясь исправить положение, Павел сам пришёл в Коринф. Однако здесь он столкнулся с непониманием и жёстким противодействием. Этот визит доставил апостолу многие душевные скорби. Поэтому спустя некоторое время Павел отправляет в Коринф строгое и суровое послание. В ожидании ответа Павел находится где-то в Македонии. О том, что он испытывал во время этого ожидания, мы и узнаём сегодня. Павел говорит, что «плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи». Однако, дождавшись ответа, апостол Павел узнал, что ситуация разрешилась к лучшему. Поэтому он и говорит, что «Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита». Всё это демонстрирует нам исключительно пастырское отношение апостола к своим подопечным.
Мы видим, что в его педагогическом арсенале была не только мягкость, но и строгость. Послание било в самую больную точку коринфян, в их эгоизм и самость. Ведь, как опытный пастырь Павел прекрасно понимал, что некоторые душевные заболевания требуют хирургического вмешательства. Это неприятная процедура, но, если не прибегнуть к ней, желая угодить всем, мир и благополучие будут иллюзорными. В конце концов болезнь проявится с новой силой.
Важно также отметить, что Павел не получал никакого удовольствия от того, что бил в больное место. Для него это крайняя, вынужденная мера. Мы видим, как он переживает и не может найти себе покоя. Он даже сомневается в том, правильно ли он поступил. Не переусердствовал ли. В его поступке не было ни злорадства, ни садистского наслаждения, с которым некоторые критикуют своих ближних, ни превозношения и самодовольной кичливости от осознания, что люди оступились, а ему подвернулся удобный случай продемонстрировать свою праведность и превосходство над ними. Он не хотел выступать в роли гуру-спасателя. Всего этого нет. Мы видим человека, в сердце которого живут снисхождение, милость и любовь. Именно они подталкивают его пойти на крайние меры, ведь все остальные методы оказались неэффективны. Именно поэтому он получает огромное облегчение, когда Тит сообщает ему добрые вести. Он искренне радуется, что коринфяне вняли его словам и, пройдя через бурю возмущения, негодования, ропота и даже злобы, всё-таки одумались, протрезвели и изменили свою жизнь.
Замечательный пример того, как мы могли бы себя вести с теми, кто оступился и на чью жизнь мы можем повлиять. Человек чувствует, с каким расположением сердца мы к нему обращаемся. Если я разговариваю с ним с пьедестала, какие бы ласковые слова я не подбирал, они будут пропитаны самодовольством. Этот дух неизбежно порождает противление. Вроде вежливо со мной поговорили, а на душе гаденько. И напротив, если в нашем сердце нет превозношения, скрытого желания поглубже вогнать человеку шпильку, воспользовавшись его слабостью, наши слова принесут плод. Даже если будет страдать его эгоизм, Бог через нашу искренность, милость и любовь сделает Своё дело. Та печаль, которую переживет человек, послужит ему не в озлобление и не в погибель. Но в итоге приведёт к изменению сердца и спасению души.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема