
Апостол Павел
2 Кор., 173 зач., III, 4-11.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет Ветхий Завет Новому. Для него речь идёт далеко не о книгах, которые позже христиане объединили под одной обложкой под общим названием «Библия». Речь идёт о двух образах жизни.
Слово «завет» означает какой-либо союз, соглашение, которое заключается между двумя сторонами. Благодаря этому они вступают в новые отношения. Так, например, заветом можно считать брак между мужчиной и женщиной, которые выходят на иной уровень социальной и личной ответственности по сравнению с прошлой жизнью. Итак, в чём же отличие двух заветов, которые Господь на протяжении истории заключал с людьми?
Ветхий Завет в своей основе имел текст закона. Его автором считается пророк Моисей, который на горе Синай примерно в середине второго тысячелетия до Рождества Христова получил десять заповедей, записал буквами древнееврейского алфавита и передал еврейскому народу. В отличие от него Новый Завет имеет в своей основе силу Божественной благодати, которую получили апостолы в день Пятидесятницы. Если ветхий закон был чем-то внешним по отношению к человеку, он предлагал лишь инструкции, которыми могли руководствоваться люди в своём внешнем поведении, то в Новом Завете действие Духа меняло само человеческое сердце. Когда человек просто исполняет требования буквы закона, он внутренне может с ними не соглашаться. Когда душу наполняет благодать Духа, завет становится внутреннем содержанием человека. Он живёт по заповедям Бога не потому, что его принуждает система установленных правил, а потому что от всего сердца горит этим желанием. Это его внутренний мотив. То есть Ветхий Завет изменил лишь внешнее поведение человека, а Новый — саму его природу.
Ещё одно отличие заключается в том, что Ветхий Завет видит в Боге Справедливого Судию. Порой беспощадного. Его отношения с человеком носят преимущественно юридический характер. По сути, вся жизнь людей, которые вступали с Ним в завет, превращалась в попытки не нарушить систему запретов, чтобы не прогневать Творца и не лишиться Его милостей, не оказаться на скамье подсудимых за нарушение закона. Новый Завет даёт людям иной опыт. Бог — любящий отец. Как к Нему обращается по-арамейски Христос, «авва», то есть «папа». В основе нового союза отношения жертвенной любви. Бог не только создал человека, но и отдал Свою жизнь на кресте, чтобы вернуть его, блудного ребёнка, домой, к Себе. Здесь нет и капли юридизма. Лишь сыновне-отеческие отношения.
Не следует думать, что коль мы родились и живём в эпоху Нового Завета, коль приняли крещение, мы автоматически становимся полноценными участниками этого союза. Даже будучи православными христианами, мы нередко продолжаем воспринимать Творца исключительно как грозного, карающего Судию, который, словно тюремный надсмотрщик, стремится наказать нас за наши промахи и неудачи. Нередко именно этим ощущением мы неосознанно руководствуемся в своей церковной жизни, в соблюдении многочисленных ритуальных правил и предписаний устава. Именно так мы смотрим на церковные таинства. Для нас это нечто, что позволяет нам очиститься, чтобы стать достойными участниками договора. Такая модель религиозного сознания неизбежно отражается не только на нас, но и на наших близких, который мы порой душим своим суровым христианством. Увы, но некоторые люди живут в Церкви с таким мироощущением до самой смерти. Они так и не находят ту дверь, которая позволила бы им стать не участниками юридического договора, а детьми, которые имеют право на ошибку, но которых Отец всё равно готов принять в любой момент в Свои любящие объятия. Зачастую мы не имеем того опыта свободы, которая есть у сына правителя в отличие от его слуг, рабов и партнёров по бизнесу. Однако войти именно в этот опыт нас и призывает сегодня апостол Павел. Ведь у нас есть всё необходимое для этого. В первую очередь Евангелие Христово, которое показывает, что конкретно нужно делать, чтобы радикально изменить свою жизнь. Какие практические действия необходимо совершать по отношению к людям, чтобы Дух Божий наполнил нас Своим светом, сделал бы полноценными участниками Нового Завета и мы вошли бы в радость свободы Царства нашего Небесного Отца.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема