
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 111 зач., XIII, 1-10.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем или слышим эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам, нам стоит помнить о том, что сам Павел остался до конца верен той идее, которую он здесь сформулировал. Апостол, как мы знаем, закончил свою жизнь мученической кончиной, причиной которой стало соответствующее решение светских властей Рима. Вообще, если мы посмотрим на жизнь апостола Павла, то увидим, что он никогда не выступал против существовавшего в его время порядка, даже тогда, когда его брали под стражу и судили, он принимал это как должное, как то, что имеет своим источником не столько человеческую, сколько божественную волю.
Впрочем, такое отношение к власти не было специфически павловым. Если мы внимательно прочитаем библейскую книгу Исход, то найдём в ней такие слова: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не поноси» (Исх. 22:28). Этого принципа придерживался и Сам Господь наш Иисус Христос, Он также не позволял Себе нарушать библейскую заповедь, а потому Он с совершеннейшим смирением принял суд как синедриона, так и кесаря. Принял их несмотря на то, что суд синедриона был в высшей степени незаконным: синедрион самим фактом своего ночного заседания и процедурой его проведения нарушил установленный порядок. Но мы не видим каких-либо возмущений, апелляций и воззваний со стороны Воплощённого Бога. Так поступал и апостол Павел, он тоже принимал решения судов, которые рассматривали обвинения против него.
И дело здесь не в переживании особой сакральности власти и не в том, что власть не может ошибаться. Может. И ошибается. Дело в глубоком ощущении абсолютной зависимости каждого конкретного человека от Бога, Который может попустить несправедливость, но для того человека, который окажется способным даже за явной несправедливостью видеть Бога, ошибка властей в конечном итоге обернётся вечной славой, так, как это произошло с Христовым апостолом Павлом и со многими другими людьми, оставшимися до конца верными слову Священного Писания.
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. Об истории разрушения и восстановления храма Гроба Господня в Иерусалиме

Сегодня 18 октября. В этот день в 1009 году халифом Хакимом был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Об истории разрушения и восстановления этого храма — протоиерей Владимир Быстрый.
Для всего христианского мира храм Гроба Господня в Иерусалиме — это величайшая святыня, место распятия и воскресения Христова. Однако в начале XI века он пережил страшное испытание. В 1009 году по приказу Фатимидского халифа, правителя, известного своей жестокостью и религиозной нетерпимостью, храм был подвергнут тотальному разрушению. Были снесены основные постройки, включая базилику, повреждена сама гробница Христова. Полностью уничтожить скальную гробницу не удалось, но масштабы разрушений были ужасающими.
Это событие стало шоком для всех христиан и в Византии, и в Европе. Известие о поругании главной святыни вызвало волну скорби и гнева. Византия начала долгие дипломатические переговоры, и храм был частично восстановлен при императоре Константине Мономахе.
Историческое значение этой трагедии огромно. Она стала одним из ключевых факторов, сопровождавших крестовые походы. В проповедях того времени разрушение храма преподносили как прямое доказательство необходимости освобождения Святой земли. Сегодня храм Гроба Господня, стоящий на том же самом месте, напоминает нам не только о евангельских событиях, но и о хрупкости мира. Его история учит ценить святыни и важность диалога межрелигиозного, чтобы ошибки прошлого никогда не повторялись.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов