
Апостол Павел
2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел призывает общину христиан города Коринф к сбору пожертвований в пользу христиан Иерусалима. Дело в том, что эта община к тому времени очень обеднела. Однако она была церковью-матерью для всех верующих, и они были должны об этом помнить. Чтобы побудить коринфян к щедрости, Павел приводит важный довод.
Он вспоминает о церкви Македонии. Здесь община была в очень плачевном финансовом состоянии. Однако, она отдала всё, что имела, в помощь своим собратьям в Палестине. Подобное упоминание напрямую связано с праздником, который был знаком всем последователям иудейской религиозной традиции. Это праздник Пурим. С ним был связан один обряд. Каждый человек, как бы беден он ни был, должен был найти другого, кто еще в большей степени беден, чем он, и пожертвовать ему какую-то сумму денег или часть от того имущества, которым обладает.
Этот обычай, как и поступок македонских христиан, прекрасно иллюстрирует одну важную идею. Подлинной является лишь та жертва, которая дается не по принципу «на те Боже, что нам не гоже», это также не жертва от щедрот. Ведь легко отдать миллион, когда в кармане миллиарды. Подлинная жертва — это всегда лучшая часть из того, чем я обладаю. Это то, с чем жалко расставаться. Что прилепилось к твоему сердцу. Так Авель принес дар Богу. Так Авраам согласился принести в жертву Исаака. Так бедная вдова положила две монетки, все деньги, которые имела, в храмовую казну. Подлинная жертва — это когда мы отдаем Богу или ближнему самое дорогое, причем даем с избытком, возможно, больше, чем ему необходимо.
Именно так действует по отношению к людям Господь. Не случайно далее Павел напомнит о событии, которые произошли во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне. Там для того, чтобы пропитать Израиль, Бог посылал им небесный хлеб, манну. Иудеи собирали ее каждый день. И сколько бы человек ее не собирало, еды всегда было в достаточном количестве для каждого. Ну и, конечно же, идея такой жертвы напрямую связана с тем, что сделал Спаситель. Он унизил Себя до распятия и смерти ради каждого человека. Отдал Собственную жизнь за каждого из нас. А потому отдавая ближнему толику себя мы соучаствуем в Его подвиге, идем с ним на собственную Голгофу и вместе с этим обретаем радость Его Светлого Воскресения.
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема







