
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел упоминает некую скорбь, которая постигла его самого и его помощников в Асии, он пишет также, что они все «отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых». У толкователей и исследователей Нового Завета нет единого мнения относительно того, о чем именно здесь идет речь. Существует несколько предположений, ни одно из которых нельзя считать в полной мере достоверным. К примеру, есть версия, что это была какая-то серьезная болезнь. Кто-то предполагает, что речь идет о мятеже, который вызвал беспорядки, угрожавшие жизни апостола и его спутников. Есть так же версия, что апостолу государственным судом был вынесен смертный приговор, но по каким-то причинам он не был приведен в исполнение. Как бы то ни было, важен конечный результат: апостол и его помощники остались живы, о чем Павел счел необходимым сообщить в Коринф. Во-первых, в Коринфе были люди, которые беспокоились об апостоле, а во-вторых, там же были и те, кто обвинял апостола в нежелании прийти в Коринф, возможно, что упоминание смертельной опасности должно было выступить в качестве объяснения причины, которая побудила апостола задержаться со своим визитом. Но все это лишь предположения. Конечно, для этого отрывка таинственная история, случившаяся в Асии, — лишь начало рассуждений о более важных вещах.
Апостол Павел не боялся смерти, об этом он писал неоднократно, он боялся другого: того, что его кончина повредит делу христианского становления членов основанных им общин. Ничто другое его не держало на земле, никаких иных интересов и забот у него не было. Поэтому здесь же апостол пишет о своем отношении к тому, что произошло с ним в Асии: «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». Надежда апостола — Бог, Павел уже давно научился не полагаться на свои силы, он просто делал все, что от него зависело, но при этом успех своей деятельности он видел не в правильной последовательности своих действия, а в силе Божией.
Некоторые авторитетные толкователи отмечают, что о надежде не на самого себя, а на Бога апостол Павел здесь написал не потому, что для него такой образ мысли стал ясен лишь перед лицом смертельной опасности, а исключительно для пользы адресатов послания. Ведь Коринфяне, точно так же, как и абсолютное большинство наших современников, верили в возможность сделать что-то стоящее исключительно своими силами. У христиан Коринфа эта вера выражалась одним способом, у нас — иным. Современное проявление веры в себя всем нам прекрасно известно: сначала мы пытаемся что-то сделать сами, а потом, если у нас долго и упорно ничего не выходит, вспоминаем о Боге, но не все и далеко не всегда. Но апостол Павел научился во всем полагаться на Бога не сразу, процесс обучения занял какое-то время, в течение которого с апостолом случались самые разные напасти, которые он не мог побороть своими силами, но тем не менее неизбежно оказывался победителем благодаря Божиему заступлению. Апостол все эти случаи помнил, анализировал и постепенно он научился тому, о чем написал в этом отрывке.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
- «Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Владимир, Суздаль». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Денисов. «Подъём Александровской колонны»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну, Настенька, славно мы с тобой прогулялись! Хорошо, что зашли в кафе — отдохнём немного, кофе попьём.
— Да, Маргарита Константиновна, мы с вами сегодня почти 15 тысяч шагов сделали! Но это ещё что. Вот мы с родителями недавно в Петербург ездили — так там каждый день гуляли с утра до самого вечера.
— Понимаю! Я и сама люблю бродить по Петербургу пешком. Рассматривать дома, храмы. Давненько там не бывала... А что тебе, Настенька, больше всего понравилось в городе на Неве?
— Ой, Маргарита Константиновна, всё понравилось! И Эрмитаж, и Медный всадник, и Исаакиевский собор. И, конечно, Александровская колонна на Дворцовой площади. Представляете, на экскурсии нам сказали, что она держится только за счёт собственного веса, и никак не закреплена на пьедестале!
— Да, Александровская колонна, или Александровский столп — удивительный монумент. И правда, трудно представить, что гранитный монолит высотой почти 48 метров, да ещё со скульптурой ангела на вершине, стоит сам по себе. Но это действительно так. Недаром подъём колонны в августе 1832 года называли техническим чудом.
— Даже не представляю, как всё это сделали! Тогда ведь даже подъёмных кранов ещё не было...
— Инженеры сконструировали уникальную для того времени подъёмную систему. Она состояла из деревянных лесов, подпорок, платформ и длинного высокого настила, по которому колонну катили к месту установки. В подъёме Александровского столпа одновременно участвовали две с половиной тысячи человек! Длился он ровно сто минут. Кстати, всё это запечатлел художник Александр Гаврилович Денисов. У него есть картина, которая так и называется: «Подъём Александровской колонны».
— Маргарита Константиновна, а давайте прямо сейчас найдём её в интернете! У меня ноутбук с собой.
— Замечательная мысль!
— Так... Александр Денисов... Вот эта картина, да, Маргарита Константиновна?
— Да, Настенька, это она. Ты как раз открыла сайт Государственного Русского музея в Петербурге, где полотно и находится.
— Ничего себе! Деревянный настил просто гигантский! Шире современного шоссе! Не знаю, какая у него высота, но он явно намного выше деревьев, которые изображены на переднем плане. Над местом установки колонны стоят строительные леса. И в них видно сам столп! Он медленно поднимается вверх.
— Александру Денисову удалось запечатлеть всё величие момента. Он создал своё полотно всего за 5 дней — работал, пока воспоминания и впечатления от события были свежими. Картина очень понравилась императору Николаю Первому, которому, кстати, и принадлежала сама идея монумента.
— Как странно, что я об этом живописце никогда не слышала...
— К сожалению, не многие знают Александра Гавриловича Денисова. Вероятно, потому что его художественное наследие невелико. Ведь он скончался, по сути, начинающим живописцем — в 1834 году, когда ему было всего 23. Впрочем, он успел окончить Императорскую Академию художеств с серебряной медалью. Был учеником Венецианова. Известно, что из-под кисти Денисова вышло около десятка картин. Но до нас дошли лишь две его работы. Одна из них — жанровое полотно «Матросы в сапожной мастерской». Ну, а вторая — «Подъём Александровской колонны», — сейчас перед нами.
— Как же здорово, что художник запечатлел для нас это техническое чудо! Когда я в следующий раз приеду в Петербург и увижу Александровскую колонну, то буду представлять себе картину Александра Денисова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира БазУрина и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Общемосковский крестный ход;
— Интервью и дискуссии как способ поделиться духовным опытом;
— Роль прихожан в жизни храмов и церковных общин;
— Нейросети как новый вызов образованию.
Все выпуски программы Журнал