
2 Кор., 183 зач., VII, 1-10.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.
3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.
4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.
5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.
6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,
7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять содержание только что прозвучавшего отрывка, необходимо обратиться к более широкому контексту этого послания. Дело в том, что ситуация в христианской общине города Коринф была очень непростая. С одной стороны, ее можно охарактеризовать как семейную тяжбу. Христиане разделились на конкурирующие друг с другом партии, чем нарушили важный евангельский принцип — быть едиными во Христе. С другой, многие из тех, кто считал себя верующими, довольно легко относились к нравственным требованиям Евангелия. Апостол Павел пытался как-то исправить ситуацию: нанес краткий визит в город и написал строгое послание, в котором предостерегал коринфских христиан и даже упрекал их. И вот, спустя некоторое время, до него доходят слухи, что ситуация в Коринфе всё же начала исправляться. Поэтому слова, которые мы только что услышали, это слова радости от произошедшей перемены.
Это указывает нам на важную черту в характере выдающегося миссионера. Есть люди, которые находят удовольствие в том, чтобы упрекать своих ближних, совершивших ошибку. Вероятно, им доставляет глубокое удовлетворение, что человек забивается в угол от их критики и ничего не может сказать в свое оправдание, ведь упреки формально бывают очень справедливы. В сущности, такая борьба за правду мало чем отличается от садизма. А искренний порыв такого борца за справедливость — всего лишь тонкий извод его душевной черствости и жестокости. Совсем иначе действует Павел. Очевидно, что он был уверен в необходимости строгих наставлений. Однако он считал это крайней мерой. Ему не доставляло никакой радости причинять людям душевную боль, вызывая у них муки совести. Как мудрый и опытный наставник он прибегал к строгости, когда видел, что его подопечные позволяют развиваться опасной ситуации, которая может привести к весьма печальным последствиям. А потому необходима некоторая резкость, которая, как горькое, но своевременное лекарство, может спасти человека от той стадии, когда болезнь рискует стать неизлечимой. А потому его упреки пропитаны горьким сожалением и любовью. В них нет и оттенка злорадства. И сделаны они лишь потому, что никакого другого средства больше не осталось.
И потому в этом письме мы чувствуем радость апостола, которая вызвана исправлением его подопечных. Это искренняя радость любящего отца, к которому вернулся его блудный сын. Евангельская радость о покаявшемся грешнике. Лишь тот, у кого также болит душа об упавшем собрате, может становится на путь борьбы за справедливость. Лишь тот может вразумлять и наказывать, сохраняя при этом чистую совесть перед Богом. Ведь в основе всех его слов и действий такая же любовь, которой Господь возлюбил этот мир.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема