2 Кор., 175 зач., IV, 1-6.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; 2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, 4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол сегодня продолжает тему света, начатую в предыдущих главах. Он говорит о людях, которые не могут распознать красоту свидетельства о Христе, потому что ослеплены ценностями мира сего настолько, что ничего другого не видят и не замечают. Тот, кто хотя бы раз оказывался на сцене, знает: когда включаются прожектора, зрительный зал исчезает в полном мраке — ты видишь только направленные в тебя лучи света — а всё остальное для тебя становится неразличимым.
И тут возникает интересный вопрос: а почему нельзя точно также включить ещё более мощный прожектор Христовой истины и перебить ослепляющий свет мирских ценностей? Я вспоминаю рассказ одного водителя-дальнобойщика, как он наказывал тех, кто на встречной полосе забывал выключать дальний свет: он специально установил себе на крышу кабины три самолётных прожектора, и как только нарушитель приближался — включал их на всю мощь! Может, именно так и следует поступать христианам по отношению к тем, кто глух к Евангелию?
Но вот вопрос: почему Сын Божий, придя на землю, отказался так поступать — низвести огонь с неба на землю, сойти со Креста — или совершить какое-то другое очевидное для всех неопровержимое и очень эффектное чудо — на фоне которого всё остальное просто бы померкло? И все были бы вынуждены признать безусловное Его господство?
В песнопении, которое мы слышим на каждом вечернем богослужении, Иисус Христос называется «тихим вечерним светом» — являющим миру невыносимую для людей яркость Бога Отца — именно тихий, радостный свет — а не жёсткая полуденная солнечная радиация, от которой хочется поскорее скрыться в тень, чтобы не получить ожоги. Насколько глубок этот образ Иисуса Христа как тихого света, я осознал однажды, проснувшись задолго до рассвета и отправившись прогуляться на природе. Ночь только-только начинала отступать — и вот, всё стало постепенно заполняться этим тихим, повсюду ненавязчиво проникающим светом — ещё задолго до восхода солнца. Словно какая-то материя, струящаяся отовсюду, свет являл моему глазу из тьмы небытия в бытие дома, деревья, горы, дороги — это было настолько волшебно и невообразимо прекрасно, настолько мощно и одновременно деликатно — что никаких слов не хватит передать это ощущение вхождения света в жизнь!
К чему я подвожу? К тому, что сияние Христовой истины не должно быть прожектором, хлещущим по глазам влюблённым в мирские ценности, — но всезаполняющим тихим дневным светом, при появлении которого никакие, даже самые мощные уличные фонари, уже не будут даже заметны!
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди