2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как углубить свою веру в Бога и сделать свою духовную жизнь более насыщенной и плодотворной? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 13-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Только что мы услышали отрывок, которым заканчивается послание апостола Павла к общине христиан города Коринф. Помимо всего апостол даёт своим подопечным важную рекомендацию. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте». О каком же испытании и исследовании идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает коринфян сопоставлять своё поведение с теми нормами, которые предлагаются в Священном Писании. После того, как человек принимает крещение и входит в церковную общину, у него появляются социальные обязательства. Теперь он не может жить так, как ему заблагорассудится. Как минимум, ему необходимо соблюдать те законы, которые прописаны в десяти заповедях: не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не блудить и многие другие ограничения, выход за рамки которых свидетельствует о том, что мы начинаем отдаляться от Бога. И верующими нас теперь сложно назвать.
Однако апостол имеет в виду не только оценку своего внешнего поведения. «Испытывать и исследовать себя», — это ещё и наблюдать за тем, что происходит в моей душе. Какие мысли и чувства рождаются в ней от соприкосновения с внешним миром. Как она реагирует на окружающих людей и на обстоятельства. Я пришёл на работу, мне не понравилось, как мой коллега со мной поздоровался, в ответ я ему съязвил. Казалось бы, незначительный эпизод. Их может быть десятки за день. Однако призыв апостола побуждает нас обращать внимание на механизм наших реакций именно в подобных бытовых ситуациях. Начать можно с того, что приучить себя видеть цепочку событий: я повстречал человека, у меня появилось в душе неприязнь, он что-то мне сказал, моя неприязнь усилилась, я брякнул ему в ответ гадость. А после этого самое важное. Хорошо бы научиться честно отвечать себе на вопрос: а в чём причина такой моей реакции? Не владеют ли на самом деле моей душой гнев, ярость, обида, злоба, неприязнь, зависть? Насколько это моё состояние соответствует духу Евангелия Христова? А как бы Господь поступил на моём месте? Подобную ревизию души я должен производить постоянно. Внутри меня должно быть установлено нечто вроде радара. Его задача — отслеживать мельчайшие изменения настроения, выявлять их причину и корректировать моё поведение. Для нашего христианства это жизненно необходимо. Ведь отпадение от традиции веры начинается именно с глубочайших движений сердца. Действия — это уже следствия внутреннего выбора.
Однако речь идёт не только о том, чтобы человек видел свои несовершенства, недостатки и слабости. Ведь призыв Павла имеет продолжение: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» Цель духовной жизни человека открыть в своей душе тот благодатный источник, который нам дан по факту рождения во Христе. Ведь, как говорит Сам Господь, «Царство Божие внутрь вас есть». Бог уже обитает в нашем сердце. И нередко мы чувствуем это Его присутствие. Он словно говорит с нами откуда-то из глубины. Говорит тихо и всё никак не может пробиться из-под завалов всех тех негативных реакций, которыми наполнена наша душа. Очень важно расслышать этот голос и помочь ему стать сильней. И мы делаем для этого всё от нас зависящее, если регулярно участвуем в церковных таинствах, ежедневно исполняем евангельские заповеди, а также воспитываем в себе навык совершать непрестанную ревизию собственной души, к чему нас сегодня и призывает апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер