2 Сол., 274 зач., I, 10 — II, 2.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Дискредитировать христианство невозможно, но можно попытаться это сделать. Причем способов может быть довольно большое число. Один из самых простых и давно известных методов дискредитации христианства заключается в спекуляциях относительно даты Второго Пришествия Христова.
С одной стороны, Священное Писание Нового Завета неоднократно говорит о том, что этот день близок, оно же приводит признаки приближения дня Господня, с другой — Новый Завет не дает указания на конкретную дату. То есть мы имеем веру в то, что этот день непременно наступит, но у нас нет даты. А еще есть признаки. Само собой, что всегда находились, и находятся сегодня, те, кто, исходя из указанных Новым Заветом признаков, пытался или же пытается вычислить дату Второго Пришествия. А дальше все зависит от таланта и личной харизмы проповедника: отсюда появляются, к примеру, те, кто срочным образом распродает свое имущество, завершает свои дела и прячется в землянках. Или еще каким-то образом начинает суетливо готовиться к наступлению дня Господня. Проходит время, ничего критичного не случается, проповедник оказывается посрамленным, но так как его проповедь, как кажется, основывалась на Новом Завете, то вместе с ним посрамленной оказывается и Благая Христова весть. Так происходило, так происходит, и так будет происходить.
О попытках дискредитации христианства с этой стороны знал и апостол Павел. Именно поэтому он написал те слова, которые мы сегодня услышали: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». Из этих слов мы видим, что харизматичные проповедники скорого наступления дня Христова — Второго Его Пришествия — были уже в середине первого века по Рождестве Христовом, и апостол Павел вынужден был с ними бороться. Это очень важное свидетельство Второго послания к Фессалоникийцам, из него мы можем сделать один простой, но крайне значимый вывод: величайший проповедник Евангелия, тот человек, благодаря которому светом Христовой Истины была просвещена Европа, человек, который сформировал христианство в известном нам виде, выступал против тех, кто сумел вычислить дату Второго Пришествия Христова. Он борется не только с теми из них, кто был его современником, но со всеми их идейными последователями. Причина проста: эта дата сокрыта Самим Богом, она принципиально не может быть известна человеку, а те, кто утверждает обратное, своими действиями отвращают людей от Христа, от Его Церкви, и, как следствие, от спасения.
Но как жить в условиях веры во Второе Пришествие, но отсутствия точной информации об этом дне? Этот вопрос интересовал и ближайший круг Христовых учеников. Они спросили Его, и Он дал им, а через них и нам, универсальный ответ, который должен раз и навсегда прекратить попытки вычислений конкретной даты наступления дня Господня: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:6–8).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.