2 Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если нас как верующих людей спросить, спасены мы или нет, что мы ответим? Нет? Тогда что же сделал Христос? Да? Но разве наш путь уже завершён, и мы достигли цели? Чтобы несколько разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к отрывку из первой главы второго послания апостола Павла к Фесалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
Община города Фессалоник, послание которой мы сегодня услышали, была очень близка апостолу Павлу. Это были простые люди, искренне уверовавшие благой вести о воскресении Иисуса Христа и Его победе над смертью. Однако этот выбор веры не прошёл для них бесследно. В наши дни религия многими считается делом личным и интимным. В некоторых современных сообществах о вере даже не принято говорить, потому что считается, что это личное дело каждого. Но во времена проповеди апостола это было не так. Обычно довольно терпимые к вере других, язычники тем не менее требовали от христиан хотя бы формального, но всё же вполне видимого почитания императора как Бога. Отказ приводил к гонениям, в которых фесалоникийские христиане, несмотря ни на что, оказывались верны Творцу. В первую очередь эта верность выражалась в терпении скорбей ради того, чтобы удостоиться Царствия Божьего.
Смотря на их страдания, как, впрочем, и на все трудности, которые христианам приходится переносить из-за верности своему нравственному или духовному выбору, у нас может возникнуть один очень простой вопрос: почему Бог не сотворил нас сразу совершенными и достигшими цели? Почему для достижения счастья нам всё время приходится прикладывать усилия и проходить испытания? Ответ, который даётся в христианской традиции, таков: всё, что Бог может нам дать, Он не навязывает, но предлагает, и мы отвечаем Ему изнутри нашей свободы. Одни принимают Его предложение, а другие — нет. И мы живём все вместе на одной земле, наши свободы сталкиваются, своей любовью или ненавистью, милостью или жестокостью мы влияем друг на друга, меняемся сами и изменяем других. В подобной ситуации одного выбора оказывается мало, потому что важен не только он сам, но и сохранение верности ему, утверждение в нём своей воли, приобретение правильного навыка. Каждый из нас по собственному опыту знает, что одно дело совершить выбор и совсем другое в этом выборе устоять. Кроме того, важно помнить, что в случае с христианством, выбрать Бога и его сторону — это не просто решить, что Бог прав, но начать поступать так, как Он, раскрывая в себе Его образ, полученный при творении.
Именно это мы видим в жизни Фессалоникийских христиан. В то время, когда вокруг бушует языческое море, они по слову апостола возрастают в вере и умножают любовь друг ко другу. Стали ли они сразу совершенными? Нет. Но они идут по пути совершенства и стремятся в Царство. Спаслись ли? Нет. Но они спасаются. Мы знаем, что Бог спас всех людей, но только те, кто выбирает Его сторону и возрастает в любви, этого спасения достигнут.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Иерусалим — город проповеди, смерти и воскресения Христа — по-прежнему имеет для православных христиан особенное значение. Не только в связи с упомянутыми событиями из жизни и служения Спасителя, но и потому что именно в Иерусалиме через сошествие Святого Духа на апостолов была основана наша Церковь. Первоначальным членам Иерусалимской церкви апостол Павел направил однажды послание, вошедшее в состав Библии под названием «Послание к Евреям». Отрывок из 7-й и 8-й глав этого послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Распространившись по всему миру, православные христиане по-прежнему сохраняют духовную связь с Палестиной, где вот уже более двух тысяч лет существует поместная Иерусалимская Церковь. Первым её епископом, то есть главой и духовным наставником был святой Иаков, сводный брат Христа, сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил в Иисуса как в Мессию, но, как свидетельствует Предание, в корне изменил своё мнение, увидев воскресшего Брата. Иакова ещё при жизни прозвали Праведником — даже непримиримые враги христианства не могли отрицать его благочестия и личной святости. Это, однако, не помешало им жестоко убить святого Иакова. Ветхозаветные законники возвели его на крышу храма Соломона и сбросили оттуда вниз на землю. Покалеченного Иакова гонители добивали камнями.
Убийство иерусалимского праведника произошло в начале 60-х годов первого века. В это же время в Риме иной святой — апостол Павел был оправдан имперским судом и отпущен на свободу. Узнав о безвременной кончине святого Иакова, Павел поспешил направить христианам Палестины послание, в котором призывал их не падать духом, набраться храбрости и быть верными Христу. Как уже отмечалось выше, указанный текст вошёл в состав новозаветной части Библии под названием «Послание к Евреям».
В этом послании апостол Павел рассуждает о том, кому принадлежит право быть главой Церкви. И делает однозначный вывод, что данное право есть только у Христа, Который является основателем церковного сообщества. Крестная жертва Спасителя есть, по мысли Павла, фундамент существования Церкви.
При этом Христос управляет Церковью через конкретных людей — епископов. Епископ — высшая степень церковного служения. Первые епископы были поставлены в первом веке святыми апостолами. Современные епископы Православной Церкви так же, как и епископы древности, являются наследниками учеников Христа. Человек, поставленный в степень епископа, призван всю свою жизнь посвятить служению Богу и людям. Епископ, достойно несущий своё служение, приближается ко Христу как абсолютному эталону — «Первосвященнику святому и непорочному». Примером такого достойного служения был святой Иаков Праведный. Таковым был и святитель Иоанн Златоуст, память которого Православная Церковь совершает сегодня, 26 ноября по новому стилю.
Иоанн Златоуст, живший на рубеже четвертого и пятого веков, вошёл в историю как великий аскет. Будучи Патриархом столичного града, Константинополя, он жил самой простой жизнью, являлся большим постником и молитвенником. Подобно Иакову Праведному, Златоуст стал жертвой человеческой злобы и завершил свою земную жизнь в изгнании в 407 году. Но промысел Божий расставил всё на свои места — Иоанн Златоуст теперь один из самых почитаемых православных святых, а его гонители посрамлены на века. Что служит для каждого христианина укреплением веры в Божественную справедливость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Вячеславу из Омска пройти реабилитацию
Вячеславу из Омска 19 лет. В раннем детстве мальчик перенёс тяжёлое заболевание, которое повлекло за собой осложнения. Поэтому сегодня Слава не может нормально двигаться и ходит только с опорой, но всеми силами с поддержкой мамы старается это исправить. Молодой человек выполняет дома необходимые физические упражнения и по возможности ездит на занятия со специалистами.
Он стремится жить активно, как и многие его сверстники. Слава учится в университете на филолога. С удовольствием читает, пишет эссе и критические статьи на разные произведения. В будущем хочет стать литературным критиком и даже потихоньку ищет подработку в этой области.
Пока Слава не может обходиться без посторонней помощи. Но у него появился шанс стать более самостоятельным. Недавно молодому человеку провели операцию на ногах. И теперь он может научиться ходить уверенно, без поддержки. Однако для этого важно пройти профессиональную реабилитацию. Семье из Омска необходима помощь в её оплате. Папа Славы умер и маме приходится справляться со всеми заботам одной.
Если вы хотите поддержать Вячеслава на его пути к самой важной победе, переходите на сайт фонда «Мои друзья», в раздел «Нужна помощь» и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов