
2 Сол., 276 зач., II, 13 — III, 5.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одно из важных богословских понятий, которое мы нередко слышим в церковной среде – понятие предания. Вот и сегодня апостол Павел пишет христианам города Салоники: «стойте и держите предания». О чём же идёт речь? Что такое предание? Казалось бы, сам апостол дает на это довольно четкий и предельно ясный ответ. Он говорит своим адресатам, что они научены преданию «словом или посланием нашим». Отсюда возникает идея о том, что церковное предание – это слова, которые нам передают наши духовные лидеры. Причём слова не только звучащие, но и записанные, тексты, которые бытуют в христианской традиции и которые дошли до нас с древнейших времен. Часто этот список расширяют. Предание – это не только устное и письменное слово, это и песнопения, и ритуальные действия, и правила благочестия, и многое другое, что пришло к нам издревле, и что мы должны хранить. Однако, если задуматься, то возникает ряд вопросов.
Например, из жития великой святой 4 века преподобной Марии Египетской нам известно, что она долгое время жила в пустыне. Она не ходила в храм, не носила специальных одежд, не исполняла привычных нам ритуалов, не читала книги, у неё не было наставника-духовника. Ведь она ни с кем не общалась из людей. О её жизни мы узнаем от монаха Зосимы, который видел её всего пару раз. Однако признал в ней великую святую и относился к ней с огромным благоговением. Можем ли мы говорить, что преподобная Мария жила вне предания? Вряд ли. Она была одной из тех, кто носил его в своём сердце.
Так что же такое предание? Апостол даёт ответ на этот вопрос. Обращаясь к христианам города Салоники, он говорит: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Предание – это Дух Божий, Который получили апостолы в день Пятидесятницы. Дух любви, мира и тихой радости. Слова, тексты, традиция во всех своих внешних проявлениях – это всего лишь его отпечатки, следы. Люди носили этот Дух в своём сердце и пытались зафиксировать свой опыт при помощи разного рода знаков, чтобы намекнуть нам, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы получить то, чем обладают они. Поэтому и говорят нередко, что христианство – это не религия книги, это религия Духа.
Отсюда важный вывод. Мы можем быть специалистами в истории и вероучении христианской религии, можем великолепно знать церковный устав, скрупулёзно исполнять разного рода предписания формального благочестия и т.д., но, если в нашем сердце не будет духа любви Христовой, мы будем вне живого Предания Церкви. А потому, дай нам, Господи, не заблудиться по пути к Тебе, задерживая свой взгляд на второстепенном. Но стать исполнителями Твоей воли, все силы своей души и тела направить на служение Твоим детям, чтобы в нашем сердце ожил Твой Дух и мы смогли передать его окружающим и быть полноправными участниками Предания Твоей Церкви.
Челябинск. Путешествие по городу

Фото: Alexey Fedenkov / Unsplash
Челябинск стоит на границе Европы и Азии, у подножия Уральских гор, на правом берегу реки Миасс. Город был основан в 1736 году как крепость для обороны юго-восточных рубежей Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Военные построили здесь церковь — сначала деревянную, а в 1748 году — каменную, в честь праздника Рождества Христова. Под сводами храма молились не только местные жители, но и проезжие купцы. Они водили через Челябинск свои караваны, доставляя в Россию из Средней Азии шелка, ковры, специи, драгоценные металлы и прочие товары. Этот факт отразился на гербе, присвоенном городу в 1796-ом. Геральдическим символом стал навьюченный товарами верблюд на фоне крепостной стены. Ещё большее торговое значение Челябинск получил, когда вьючных животных сменила железная дорога. В конце девятнадцатого века она соединила город с Самарой, Екатеринбургом и Тюменью. Челябинск занял ведущие позиции в империи по торговле зерном и чаем. Многие купцы в то время увеличили своё состояние. В благодарность Богу они возводили храмы. В начале двадцатого столетия в городе действовало восемнадцать церквей. После революции 1917 года богослужения совершались лишь в двух из них. В конце двадцатого века духовная жизнь в Челябинске возродилась. Сегодня здесь двадцать два действующих храма. В 2012 году город стал центром православной митрополии.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM
Псалом 36. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди испокон веков ревностно защищали своё место под солнцем, вплоть до борьбы с другими, причём не на жизнь, а на смерть. Но на что стоит делать ставку в этой борьбе людям верующим? Ответ на этот вопрос звучит в 36-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 36.
Псалом Давида.
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путём:
15 меч их войдёт в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены́ во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берёт взаймы и не отдаёт, а праведник милует и даёт,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы́ такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесёт тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на Него уповают.
В борьбе за исполнение своих желаний люди со связями обычно ведут себя нагло и самоуверенно. По крайней мере таково стереотипное представление большинства. Человек спокойнее переходит границы дозволенного, потому что уверен, что за него замолвят слово и он избежит ответственности. Однако по-настоящему умным людям такое поведение представляется очень недальновидным, ведь в этом мире всё временно: здоровье, богатство, знакомства с так называемыми нужными людьми. Впрочем, всё да не всё, ведь Бог вечен. Можно, конечно, сказать, что Он вне нашего мира по природе, но стоит помнить, что Своей волей, Своим промыслом, Своим благим действием Он явно в сотворённом Им мире присутствует.
36-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного и ясного призыва. Давид просит не ревновать злодеям и не завидовать делающим беззаконие. То есть не пытаться достичь счастья и удовлетворения любыми путями. Напротив, Давид предлагает только один путь: надейся на Бога и делай добро. Он говорит об этом довольно подробно, потому что этот путь действительно не самый очевидный. Когда люди вокруг тебя грешат, чтобы вырваться вперёд в жизненной гонке, а ты призван быть верным, несмотря ни на что, — это бывает очень трудно. Конечно, как и Соломон в книге Притчей, Давид много говорит о том, что жизнь грешника закончится посрамлением, в то время как праведник будет утешен. Кроме того, даже малый достаток праведника лучше, чем многое богатство грешника, потому что удовлетворение приносит не количество благ, но спокойствие совести.
К сожалению, в рамках этой земной жизни такая логика работает не всегда. Мир знает истории праведников, умиравших от голода, и грешников, живущих в сытости. Однако в эсхатологической перспективе путь нечестивого ведёт к погибели, а праведник будет жить в мире с Богом, на Которого надеялся при жизни.
Псалом 36. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 36. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 36. На струнах Псалтири
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.