«Ну что, братцы, давайте теперь зажгём?» — молодой красивый парень заговорщически прищурился. После ночного гуляния в честь избрания его председателем студенческого содружества «зажигать» уже никому не хотелось. Все были не в самой лучшей форме — но Борис выглядел сияющим, хоть и «отмечал» назначение со всеми наравне.
«Я предлагаю направить официальный письма от нашей организации разным крутым людям с предложением встретиться. Ну, президенту писать не будем, ладно, так и быть. А вот премьеру — а нам-то что? А вдруг встретится? Вот будет бомба! Первое интервью — с премьером! Круто, как вам?»
Собравшиеся с трудом следили за мыслью своего свежеизбранного председателя.
«Всё, решено! Так, давайте думать дальше... кому ещё?»
И тут его вдруг осенило.
«А давайте напишем Патриарху?»
Друзья смущённо сморщились: «Да ему-то зачем?»
«А вдруг согласится на встречу? Нам-то что стоит? Ну не ответит — за спрос не бьют!»
Когда через три дня к ним факсом пришёл ответ из Управления делами Московской Патриархии, где было уже назначено время встречи, Борис не мог поверить своим глазам. Он, молодой двадцатилетний мальчишка, председатель студенческого содружества университетов, пойдёт на встречу с самим патриархом? Окружающие тоже были весьма удивлены. Борис совершенно не понимал, о чем он будет говорить с патриархом, какие задавать вопросы. Будучи совершенно нецерковным и даже неверующим человеком, но при этом умным и шустрым, он хорошо понимал, что риск полного провала весьма велик. За оставшиеся пару дней до встречи познакомиться с основами православия не представлялось возможным.
«Ну да ладно, выкрутимся — не впервой!» — и на этом Борис успокоился.
Когда он вошёл в кабинет Патриарха, краем глаза он отметил: а тут со вкусом всё устроено, не по-чиновнически! На стенах — изысканные бордовые шёлковые обои, тёмное дерево, красивые светильники. Без помпезности — но очень стильно. Поздоровавшись за руку, Патриарх предложил ему присесть за стол. Широко агрессивно улыбнувшись, Борис начал интервью. После первого же вопроса, по тому, как интеллигентно и очень терпеливо Патриарх отвечал, он понял, насколько же глупы и неуместны были вопросы, в хмелю составленные накануне. Ему становилось всё стыднее — уши начинали предательски краснеть, но деваться было некуда. Он стал сжимать вопросы до предела, перескакивать, опускать, в его голосе вместо бравурной дерзости появились жалостные, виноватые нотки — но интервью надо было закончить. Он корил себя за то, что его никто не остановил, что по своей наглости он посмел отнимать столько времени у такой крупной фигуры, как Патриарх. Будто бы ему и дел больше нет, чем разговаривать не пойми о чём с каким-то мальчишкой!
Пробежав вопросы глазами до конца и понимая, что уже прошел целый час, Борис решил задать самый последний — и, похоже, самый неудачный вопрос. «Скажите пожалуйста, а какое в вашей жизни самое главное событие, или главная встреча?»
Глаза Святейшего от искреннего изумления слегка округлились — но при этом свойственная ему улыбка никуда не исчезла.
«Как какое? Вот этот разговор! Вот эта встреча, которая проходит сейчас!»
Борис был ошарашен. Он даже и мысли не мог допустить, что для Патриарха он, амбициозный юноша, с глупыми и случайными вопросами, мог стать самым главным событием жизни.
Прошли годы, и только став глубоко верующим церковным человеком, Борис понял: для Святейшего самым главным событием было то, которое происходило в данный момент, и самый главный человек — тот, с которым он разговаривал в данную секунду. У него был удивительный дар любви — прозревать сквозь текущую пелену суетных будней непреходящую значимость текущего момента.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер