«Ну что, братцы, давайте теперь зажгём?» — молодой красивый парень заговорщически прищурился. После ночного гуляния в честь избрания его председателем студенческого содружества «зажигать» уже никому не хотелось. Все были не в самой лучшей форме — но Борис выглядел сияющим, хоть и «отмечал» назначение со всеми наравне.
«Я предлагаю направить официальный письма от нашей организации разным крутым людям с предложением встретиться. Ну, президенту писать не будем, ладно, так и быть. А вот премьеру — а нам-то что? А вдруг встретится? Вот будет бомба! Первое интервью — с премьером! Круто, как вам?»
Собравшиеся с трудом следили за мыслью своего свежеизбранного председателя.
«Всё, решено! Так, давайте думать дальше... кому ещё?»
И тут его вдруг осенило.
«А давайте напишем Патриарху?»
Друзья смущённо сморщились: «Да ему-то зачем?»
«А вдруг согласится на встречу? Нам-то что стоит? Ну не ответит — за спрос не бьют!»
Когда через три дня к ним факсом пришёл ответ из Управления делами Московской Патриархии, где было уже назначено время встречи, Борис не мог поверить своим глазам. Он, молодой двадцатилетний мальчишка, председатель студенческого содружества университетов, пойдёт на встречу с самим патриархом? Окружающие тоже были весьма удивлены. Борис совершенно не понимал, о чем он будет говорить с патриархом, какие задавать вопросы. Будучи совершенно нецерковным и даже неверующим человеком, но при этом умным и шустрым, он хорошо понимал, что риск полного провала весьма велик. За оставшиеся пару дней до встречи познакомиться с основами православия не представлялось возможным.
«Ну да ладно, выкрутимся — не впервой!» — и на этом Борис успокоился.
Когда он вошёл в кабинет Патриарха, краем глаза он отметил: а тут со вкусом всё устроено, не по-чиновнически! На стенах — изысканные бордовые шёлковые обои, тёмное дерево, красивые светильники. Без помпезности — но очень стильно. Поздоровавшись за руку, Патриарх предложил ему присесть за стол. Широко агрессивно улыбнувшись, Борис начал интервью. После первого же вопроса, по тому, как интеллигентно и очень терпеливо Патриарх отвечал, он понял, насколько же глупы и неуместны были вопросы, в хмелю составленные накануне. Ему становилось всё стыднее — уши начинали предательски краснеть, но деваться было некуда. Он стал сжимать вопросы до предела, перескакивать, опускать, в его голосе вместо бравурной дерзости появились жалостные, виноватые нотки — но интервью надо было закончить. Он корил себя за то, что его никто не остановил, что по своей наглости он посмел отнимать столько времени у такой крупной фигуры, как Патриарх. Будто бы ему и дел больше нет, чем разговаривать не пойми о чём с каким-то мальчишкой!
Пробежав вопросы глазами до конца и понимая, что уже прошел целый час, Борис решил задать самый последний — и, похоже, самый неудачный вопрос. «Скажите пожалуйста, а какое в вашей жизни самое главное событие, или главная встреча?»
Глаза Святейшего от искреннего изумления слегка округлились — но при этом свойственная ему улыбка никуда не исчезла.
«Как какое? Вот этот разговор! Вот эта встреча, которая проходит сейчас!»
Борис был ошарашен. Он даже и мысли не мог допустить, что для Патриарха он, амбициозный юноша, с глупыми и случайными вопросами, мог стать самым главным событием жизни.
Прошли годы, и только став глубоко верующим церковным человеком, Борис понял: для Святейшего самым главным событием было то, которое происходило в данный момент, и самый главный человек — тот, с которым он разговаривал в данную секунду. У него был удивительный дар любви — прозревать сквозь текущую пелену суетных будней непреходящую значимость текущего момента.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема