«Ну что, братцы, давайте теперь зажгём?» — молодой красивый парень заговорщически прищурился. После ночного гуляния в честь избрания его председателем студенческого содружества «зажигать» уже никому не хотелось. Все были не в самой лучшей форме — но Борис выглядел сияющим, хоть и «отмечал» назначение со всеми наравне.
«Я предлагаю направить официальный письма от нашей организации разным крутым людям с предложением встретиться. Ну, президенту писать не будем, ладно, так и быть. А вот премьеру — а нам-то что? А вдруг встретится? Вот будет бомба! Первое интервью — с премьером! Круто, как вам?»
Собравшиеся с трудом следили за мыслью своего свежеизбранного председателя.
«Всё, решено! Так, давайте думать дальше... кому ещё?»
И тут его вдруг осенило.
«А давайте напишем Патриарху?»
Друзья смущённо сморщились: «Да ему-то зачем?»
«А вдруг согласится на встречу? Нам-то что стоит? Ну не ответит — за спрос не бьют!»
Когда через три дня к ним факсом пришёл ответ из Управления делами Московской Патриархии, где было уже назначено время встречи, Борис не мог поверить своим глазам. Он, молодой двадцатилетний мальчишка, председатель студенческого содружества университетов, пойдёт на встречу с самим патриархом? Окружающие тоже были весьма удивлены. Борис совершенно не понимал, о чем он будет говорить с патриархом, какие задавать вопросы. Будучи совершенно нецерковным и даже неверующим человеком, но при этом умным и шустрым, он хорошо понимал, что риск полного провала весьма велик. За оставшиеся пару дней до встречи познакомиться с основами православия не представлялось возможным.
«Ну да ладно, выкрутимся — не впервой!» — и на этом Борис успокоился.
Когда он вошёл в кабинет Патриарха, краем глаза он отметил: а тут со вкусом всё устроено, не по-чиновнически! На стенах — изысканные бордовые шёлковые обои, тёмное дерево, красивые светильники. Без помпезности — но очень стильно. Поздоровавшись за руку, Патриарх предложил ему присесть за стол. Широко агрессивно улыбнувшись, Борис начал интервью. После первого же вопроса, по тому, как интеллигентно и очень терпеливо Патриарх отвечал, он понял, насколько же глупы и неуместны были вопросы, в хмелю составленные накануне. Ему становилось всё стыднее — уши начинали предательски краснеть, но деваться было некуда. Он стал сжимать вопросы до предела, перескакивать, опускать, в его голосе вместо бравурной дерзости появились жалостные, виноватые нотки — но интервью надо было закончить. Он корил себя за то, что его никто не остановил, что по своей наглости он посмел отнимать столько времени у такой крупной фигуры, как Патриарх. Будто бы ему и дел больше нет, чем разговаривать не пойми о чём с каким-то мальчишкой!
Пробежав вопросы глазами до конца и понимая, что уже прошел целый час, Борис решил задать самый последний — и, похоже, самый неудачный вопрос. «Скажите пожалуйста, а какое в вашей жизни самое главное событие, или главная встреча?»
Глаза Святейшего от искреннего изумления слегка округлились — но при этом свойственная ему улыбка никуда не исчезла.
«Как какое? Вот этот разговор! Вот эта встреча, которая проходит сейчас!»
Борис был ошарашен. Он даже и мысли не мог допустить, что для Патриарха он, амбициозный юноша, с глупыми и случайными вопросами, мог стать самым главным событием жизни.
Прошли годы, и только став глубоко верующим церковным человеком, Борис понял: для Святейшего самым главным событием было то, которое происходило в данный момент, и самый главный человек — тот, с которым он разговаривал в данную секунду. У него был удивительный дар любви — прозревать сквозь текущую пелену суетных будней непреходящую значимость текущего момента.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











