 10 ноября отмечается Всемирный День Науки. Наука в наше время обладает огромным авторитетом — и это, совершенно заслуженно. Благодаря усилиям ученых побеждены многие болезни, наша жизнь стала более долгой и комфортной, для нас открылись возможности, о которых наши еще недавние предки не могли и помышлять.
10 ноября отмечается Всемирный День Науки. Наука в наше время обладает огромным авторитетом — и это, совершенно заслуженно. Благодаря усилиям ученых побеждены многие болезни, наша жизнь стала более долгой и комфортной, для нас открылись возможности, о которых наши еще недавние предки не могли и помышлять.
В науке соединяются два благороднейших устремления — стремление к знанию и стремление послужить человечеству. Наука требует добродетели — усердия, честности, и глубокого смирения перед истиной, когда ученый должен отложить даже самую дорогую ему гипотезу, когда ее опровергают данные, и признать правоту коллеги в научном споре.
Научный поиск исходит из как определенных этических, так и мировоззренческих предпосылок — и поэтому научная революция произошла именно в христианском мире. Мир знал великие цивилизации вне христианской Европы — Китай, Индия, исламский мир. Люди за пределами Европы были ничуть не глупее — а созданные ими культуры в определенные периоды, несомненно, превосходили европейскую. Там были какие-то зачатки науки — но научная революция произошла именно в христианской Европе. Почему? Посмотрим на людей, создавших европейскую науку, людей из школьных учебников физики и химии. Бойль, Ньютон, Декарт, Паскаль, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер, Максвелл, Фарадей — что их объединяло? Все эти люди верили в Бога — причем не просто принадлежали к христианской культуре; обычно они были более религиозны, чем в среднем по стране.
Бойль вкладывал личные сбережения в перевод Библии и финансирование миссий; Ньютон написал больше толкований к Писанию, чем трудов по физике; Паскаль известен как глубокий религиозный мыслитель; Максвелл и Фарадей по воскресеньям проповедовали в Церкви. Все они видели свои научные занятия как путь прославления Бога.
И это никоим образом не случайность. Естественные науки занимаются поисками законов, регулярностей в материальном мире. Для этого нужно верить в то, что мир разумно упорядочен и эта упорядоченность постижима для человеческого разума. Это вытекало из веры в то, что за порядком в мироздании стоит божественный Разум, Логос, и что Он создал нас по Своему образу.
Как отмечает К.С.Льюис, люди искали в природе законов, потому, что они верили в Законодателя. Эйнштейн — которого нельзя назвать верующим в сколько-нибудь ортодоксальном смысле — признавал, что «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же - вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии - хрома, а религия без науки - слепа»
«Журнал от 31.10.2025». Арсений Федоров, Ольга Зайцева
 
                                    
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианская культура Востока;
— Свидетельство о Христе и мученичество;
— Материалы Академии журнала «Фома» ко дню рождения Ивана Алексеевича Бунина;
— Жизнь и служение Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
Настоящие друзья

Фото: PxHere
Жили на лугу возле озера по соседству мышь, лягушка, серна и утка.
Были они добрыми приятелями. Всего у них было вдоволь: жили они и не знали горя.
Однажды сын хана со своей свитой поехал на охоту. Долго охотники плутали по лесу, никакой дичи не встретили и выехали к тому самому озеру, где жили наши приятели. Ханский сын увидел на берегу лягушку, велел слугам её поймать и положить в свою сумку, привязанную к седлу лошади. В те времена существовало поверье, будто лягушка приносит удачу, если взять её с собой на охоту.
Утка, притаившись в прибрежных кустах, увидела, что лягушка попала в беду. Она быстро разыскала серну и мыши, и они стали совещаться, как вызволить пленницу из сумки.
— Я могу притвориться хромой на одну ногу и пробежать перед ханским сыном, —придумала серна. — Наверняка, он захочет меня поймать и бросится в погоню. Его охотничьи сумки будут задевать за густую траву, и он их сбросит на ходу, чтобы лошади было легче скакать. Пока я буду отвлекать сына хана, вы придумайте, как добраться до сумки с лягушкой. Дело, конечно, рискованное, но у нас может получиться.
— Я посажу на спину мышь, и как можно быстрее доставлю её к брошенным в траве сумкам, — сказала утка. — Надеюсь, охотники меня не заметят, хотя мне придётся лететь очень низко.
— А я живо найду в траве нужную сумку, прогрызу в ней дыру и освобожу лягушку, — пискнула мышь. — Но ты, утка, меня не дожидайся, а скорее лети к серне, и дай ей знак, чтобы она подумала о своём спасении. Пусть она перестанет притворяться хромой и мчится от охотника со всех ног.
Приятели приступили к выполнению своего плана. Когда серна, прихрамывая, появилась на поляне, ханский сын вскочил на ноги и крикнул слугам:
— Оставайтесь на месте. Это моя добыча!
Он вскочил на коня и бросился вслед за серной, которая ринулась в высокую траву. Чтобы скакать было легче, ханский сын сбросил на землю свои охотничьи сумки и с гиканьем припустился по поляне.
Он не стал отвлекаться на утку, которая пролетела мимо него совсем близко, и, конечно, не заметил, что птица несла на спине мышь.
Ханскому сыну не удалось поймать серну, которая вдруг перестала хромать, побежала быстрее ветра и скрылась в лесу. Он вернулся на поляну и велел слугам собираться домой. Дыру в одной из охотничьих сумок он даже не заметил, да и про лягушку думать забыл...
Вечером, когда на берегу стало тихо, мышь, лягушка, серна и утка собрались вместе.
— Спасибо вам, друзья, — сказала лягушка. — Ведь сегодня каждый из вас ради моего спасения рисковал своей жизнью.
(по мотивам казахской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Ленивое счастье

Фото: Piqsels
Жил — был один бедняк-крестьянин. Такой ленивый, что и за тремя морями подобного не найти. Были дни, когда его жена с ребятишками спать ложились голодными.
Вот нанялся он хлеб убирать. Встали работники в ряд и пошли по полю. До конца полосы доберутся — сидят, лентяя дожидаются, так целый день с ним и промаялись.
Вечером пошли крестьяне в деревню, и лентяй вместе с ними. Совсем уж до места добрался, да вспомнил, что оставил серп на ниве. Надо вернуться, без серпа-то куда же, — ведь завтра опять на работу!.. Пока добирался до поля — стемнело. Вдруг видит — идет по жнивью какой-то паренёк незнакомый, колосья собирает да что-то бормочет себе под нос тихонько. Крестьянин притаился на краю поля, стал слушать, а незнакомец говорит сам себе:
— Разве мне мало забот о моем господине? А тут ещё собирай колосья за того, чье Счастье работать не желает!
Услышал такие странные слова лентяй, подбежал к парню и спрашивает:
— Ты кто такой? Что на нашем поле делаешь?
— Я — Счастье хозяина этого поля, — ответил тот. — Ты тут весь день работал спустя рукава, колосья порастерял, а мне их приходится собирать, чтобы хозяин не расстроился. А ты почему же вернулся? Добрые люди давно уже дома за ужином сидят.
— Да я свой серп потерял и вернулся поискать, — говорит лентяй.
— Да вот он, твой серп, у тебя на плече! — улыбнулся незнакомец. — Да-а, видно твоё Счастье, совсем обленилось, коли ты серпа на плече своем не замечаешь.
— В моей жизни нет Счастья, — вздохнул крестьянин.
— Счастье у каждого есть. Только твоё, глядя на тебя, ленивым стало.
— Разве бывает ленивое Счастье?
— А как же! Оно вместе с человеком родится, и бок о бок всю жизнь невидимкой за ним ходит, все привычки перенимает. Эх, видел бы ты, до чего своё Счастье довёл! Худое оно у тебя стало, злое, только и думает, как бы от тебя сбежать.
— А если сбежит? — спросил крестьянин.
— Тогда совсем твои дела будут плохи. Станешь ты беднее нищего, и даже маленьких радостей у тебя в жизни не останется...
— Что же мне делать? Научи, — испугался бедняк.
— Перестань лениться и начни работать на совесть, и твоё Счастье будет с тебя пример брать... Ты сразу заметишь, как оно старается.
Ох, и удивились в тот день крестьяне, когда лентяй до вечерней зари трудился, не покладая рук. Что это с ним вдруг случилось?
В полдень прилёг отдохнуть под кустом в тени, а когда проснулся, сразу работать побежал. И говорить начал загадками: нельзя, мол, чтобы моё Счастье вконец обленилось. Чудеса, да и только!
Как бы ни было, с той поры этот человек и его семья стали жить — в довольстве и уважении.
(по мотивам македонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



