
Фото: PxHere
Зачастую, когда мы сетуем на безграмотность кого-либо, то обращаем внимание и на ошибки в пунктуации. Многие помнят советский мультфильм «В стране невыученных уроков», где герой, школьник Виктор Перестукин, мучается в сомнениях, где именно поставить запятую в предложении «казнить нельзя помиловать». Казалось бы, простая перестановка маленького знака — но это может сильно повлиять на понимание текста. А возможно, и на жизнь человека.
Однако в последнее время участились случаи чрезмерного использования пунктуации. То есть в предложении запятые стоят там, где они не нужны.
Почему так происходит? Зачастую потому, что некоторым кажется, будто обилие знаков препинания — признак грамотности. А иногда человек просто сомневается, где именно должна стоять запятая. И ставит на всякий случай пару лишних. Например, многие любят выделять союз «потому что» с двух сторон: «Я не пойду на выставку (запятая) потому что (запятая) идёт дождь. В первом случае знак нужен, а во втором — нет.
Встречается и следующее объяснение: «Я так чувствую!» Человеку кажется, что нужно поставить знак препинания, а соответствует ли это правилам синтаксиса, он не знает. Один из вариантов такого якобы креативного отношения к пунктуации — ставить запятые по дыханию и интонации: сделал остановку — поставил. Но ведь... любое... предложение... можно... произнести... с большим количеством пауз. Это не значит, что постановка знака должна следовать за нашими желаниями.
Цель пунктуации — содействовать пониманию текста, она выделяет специальные обороты и вводные слова, показывает, где простое предложение, а где сложное и так далее. Если вы ставите знак препинания не в том месте, это путает читателя, создаёт барьер для общения.
Я часто вспоминаю совет, который мне дал мой школьный учитель русского языка: ставь запятую только в том случае, если можешь объяснить её употребление правилом.
Как же избежать подобной чрезмерной любви к знакам препинания? Думаю, стоит периодически повторять теорию. Сейчас есть много увлекательных пособий, а также интересных видео-уроков, которые в простой форме объяснят правила пунктуации. Конечно, это пожелание относится именно к тем, кто хочет глубоко знать родной язык и писать действительно грамотно.
Все выпуски программы: Сила слова
- Сила слова — Во имя или в честь. Как дают названия храмам
- Трудности перевода. Всё ли можно перевести с русского и на русский
- Как создавали букварь и в чём его отличие от азбуки
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема