
Фото: PxHere
В 1703 году в России вышел в свет первый учебник математики. Назывался он «Арифметика, наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Учебник был написан специально для Школы математических и навигацких наук, которую в 1701-м году открыл в Москве Пётр Первый. Новое учебное пособие излагало основы не только арифметики, но и алгебры и геометрии; астрономии, навигации, геодезии. Учебник представлял собой одновременно и математическую энциклопедию, и задачник. У книги в 670 страниц был огромный по тем временам тираж — 2400 экземпляров! А составил её... тверской крестьянин, Леонтий Филиппович Магницкий.
Вопрос о том, где Магницкий смог настолько хорошо выучиться математике, для историков по сей день остаётся открытым. Есть предположение, что Леонтий окончил первый российский вуз — московскую Славяно-греко-латинскую академию. Но математика столь глубоко и систематически там не преподавалась. Поэтому большинство учёных склоняются к тому, что Магницкий был талантливым самоучкой. Это подтверждает эпитафия, выбитая на надгробном камне Леонтия Филипповича, которую составил его сын Иван. В ней говорится, что науку Магницкий постиг неким «дивным и невероятным способом».
Как бы то ни было, глубокие знания крестьянина привели его в Москву. В Белокаменной Леонтий Филиппович давал частные уроки. Однако очень скоро молва о его учёности достигла государева дворца. Пётр лично встретился с самородком из народа. Удостоверившись в его незаурядных способностях, царь назначил Леонтия преподавателем в недавно образованную в Москве Навигацкую школу. Примерно в это же время Леонтий Филиппович, от рождения носивший фамилию Теляшин, получил от Петра новое прозвание — Магницкий. По свидетельству сына, Ивана Леонтьевича, причиной тому послужил нрав его отца — «всеприятнейший и к себе влекущий». Иными словами, по всей вероятности, Леонтий Магницкий, подобно магниту, притягивал к себе людей.
Эти качества, вкупе с исключительным интеллектом и знаниями, сделали Магницкого одним из выдающихся педагогов своего времени. Известно, что среди преподавателей Навигацкой школы были высокообразованные иностранцы. Однако советник Петра Первого, Алексей Курбатов, писал, что большинство из них «до Леонтия наукою не дошли». За свои заслуги в области просвещения крестьянин Магницкий получил от императора дворянство.
Леонтий Филиппович был не только блестящим учёным, но и верным христианином. Его «Арифметика» начинается с призывания Божьего благословения на учащихся. А в предисловии автор цитирует Библию и святоотеческое предание. На надгробии Магницкого, которое в 1932 году обнаружили при строительстве первой московской линии метро — Сокольнической, выбиты такие слова: «Мужу христианства истинного, веры в Бога претвёрдой, надежды на Бога несомненной». Сегодня прах Магницкого покоится на кладбище Нило-Столобенской Пустыни в Тверской области.
По учебнику, составленному Леонтием Филипповичем, постигал науку Михаил Васильевич Ломоносов. Учебник Магницкого он от корки до корки прочёл ещё до приезда в Москву, в родных Холмогорах. Уже будучи академиком, Ломоносов продолжал высоко ценить труд Магницкого и называл его «Арифметику» «вратами учёности». Этими вратами прошли сотни людей. Учебник Леонтия Магницкого оставался эталоном знаний и воспитывал офицеров, мореплавателей, учёных, верой и правдой послуживших России.
Все выпуски программы Открываем историю
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема