
Фото: PxHere
В 1703 году в России вышел в свет первый учебник математики. Назывался он «Арифметика, наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Учебник был написан специально для Школы математических и навигацких наук, которую в 1701-м году открыл в Москве Пётр Первый. Новое учебное пособие излагало основы не только арифметики, но и алгебры и геометрии; астрономии, навигации, геодезии. Учебник представлял собой одновременно и математическую энциклопедию, и задачник. У книги в 670 страниц был огромный по тем временам тираж — 2400 экземпляров! А составил её... тверской крестьянин, Леонтий Филиппович Магницкий.
Вопрос о том, где Магницкий смог настолько хорошо выучиться математике, для историков по сей день остаётся открытым. Есть предположение, что Леонтий окончил первый российский вуз — московскую Славяно-греко-латинскую академию. Но математика столь глубоко и систематически там не преподавалась. Поэтому большинство учёных склоняются к тому, что Магницкий был талантливым самоучкой. Это подтверждает эпитафия, выбитая на надгробном камне Леонтия Филипповича, которую составил его сын Иван. В ней говорится, что науку Магницкий постиг неким «дивным и невероятным способом».
Как бы то ни было, глубокие знания крестьянина привели его в Москву. В Белокаменной Леонтий Филиппович давал частные уроки. Однако очень скоро молва о его учёности достигла государева дворца. Пётр лично встретился с самородком из народа. Удостоверившись в его незаурядных способностях, царь назначил Леонтия преподавателем в недавно образованную в Москве Навигацкую школу. Примерно в это же время Леонтий Филиппович, от рождения носивший фамилию Теляшин, получил от Петра новое прозвание — Магницкий. По свидетельству сына, Ивана Леонтьевича, причиной тому послужил нрав его отца — «всеприятнейший и к себе влекущий». Иными словами, по всей вероятности, Леонтий Магницкий, подобно магниту, притягивал к себе людей.
Эти качества, вкупе с исключительным интеллектом и знаниями, сделали Магницкого одним из выдающихся педагогов своего времени. Известно, что среди преподавателей Навигацкой школы были высокообразованные иностранцы. Однако советник Петра Первого, Алексей Курбатов, писал, что большинство из них «до Леонтия наукою не дошли». За свои заслуги в области просвещения крестьянин Магницкий получил от императора дворянство.
Леонтий Филиппович был не только блестящим учёным, но и верным христианином. Его «Арифметика» начинается с призывания Божьего благословения на учащихся. А в предисловии автор цитирует Библию и святоотеческое предание. На надгробии Магницкого, которое в 1932 году обнаружили при строительстве первой московской линии метро — Сокольнической, выбиты такие слова: «Мужу христианства истинного, веры в Бога претвёрдой, надежды на Бога несомненной». Сегодня прах Магницкого покоится на кладбище Нило-Столобенской Пустыни в Тверской области.
По учебнику, составленному Леонтием Филипповичем, постигал науку Михаил Васильевич Ломоносов. Учебник Магницкого он от корки до корки прочёл ещё до приезда в Москву, в родных Холмогорах. Уже будучи академиком, Ломоносов продолжал высоко ценить труд Магницкого и называл его «Арифметику» «вратами учёности». Этими вратами прошли сотни людей. Учебник Леонтия Магницкого оставался эталоном знаний и воспитывал офицеров, мореплавателей, учёных, верой и правдой послуживших России.
Все выпуски программы Открываем историю
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.