
Фото: PxHere
В 1703 году в России вышел в свет первый учебник математики. Назывался он «Арифметика, наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена». Учебник был написан специально для Школы математических и навигацких наук, которую в 1701-м году открыл в Москве Пётр Первый. Новое учебное пособие излагало основы не только арифметики, но и алгебры и геометрии; астрономии, навигации, геодезии. Учебник представлял собой одновременно и математическую энциклопедию, и задачник. У книги в 670 страниц был огромный по тем временам тираж — 2400 экземпляров! А составил её... тверской крестьянин, Леонтий Филиппович Магницкий.
Вопрос о том, где Магницкий смог настолько хорошо выучиться математике, для историков по сей день остаётся открытым. Есть предположение, что Леонтий окончил первый российский вуз — московскую Славяно-греко-латинскую академию. Но математика столь глубоко и систематически там не преподавалась. Поэтому большинство учёных склоняются к тому, что Магницкий был талантливым самоучкой. Это подтверждает эпитафия, выбитая на надгробном камне Леонтия Филипповича, которую составил его сын Иван. В ней говорится, что науку Магницкий постиг неким «дивным и невероятным способом».
Как бы то ни было, глубокие знания крестьянина привели его в Москву. В Белокаменной Леонтий Филиппович давал частные уроки. Однако очень скоро молва о его учёности достигла государева дворца. Пётр лично встретился с самородком из народа. Удостоверившись в его незаурядных способностях, царь назначил Леонтия преподавателем в недавно образованную в Москве Навигацкую школу. Примерно в это же время Леонтий Филиппович, от рождения носивший фамилию Теляшин, получил от Петра новое прозвание — Магницкий. По свидетельству сына, Ивана Леонтьевича, причиной тому послужил нрав его отца — «всеприятнейший и к себе влекущий». Иными словами, по всей вероятности, Леонтий Магницкий, подобно магниту, притягивал к себе людей.
Эти качества, вкупе с исключительным интеллектом и знаниями, сделали Магницкого одним из выдающихся педагогов своего времени. Известно, что среди преподавателей Навигацкой школы были высокообразованные иностранцы. Однако советник Петра Первого, Алексей Курбатов, писал, что большинство из них «до Леонтия наукою не дошли». За свои заслуги в области просвещения крестьянин Магницкий получил от императора дворянство.
Леонтий Филиппович был не только блестящим учёным, но и верным христианином. Его «Арифметика» начинается с призывания Божьего благословения на учащихся. А в предисловии автор цитирует Библию и святоотеческое предание. На надгробии Магницкого, которое в 1932 году обнаружили при строительстве первой московской линии метро — Сокольнической, выбиты такие слова: «Мужу христианства истинного, веры в Бога претвёрдой, надежды на Бога несомненной». Сегодня прах Магницкого покоится на кладбище Нило-Столобенской Пустыни в Тверской области.
По учебнику, составленному Леонтием Филипповичем, постигал науку Михаил Васильевич Ломоносов. Учебник Магницкого он от корки до корки прочёл ещё до приезда в Москву, в родных Холмогорах. Уже будучи академиком, Ломоносов продолжал высоко ценить труд Магницкого и называл его «Арифметику» «вратами учёности». Этими вратами прошли сотни людей. Учебник Леонтия Магницкого оставался эталоном знаний и воспитывал офицеров, мореплавателей, учёных, верой и правдой послуживших России.
Все выпуски программы Открываем историю
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема