Когда я поступала в университет, мне нравился один парень, очень красивый синеглазый брюнет — но это не главное. Главное, что стихи писал и на пианино играл. Я тоже играла... И нравилась ему тоже — весь период вступительных экзаменов мы с ним за ручку проходили, дети. А потом наступил первый курс, и я ему стихи свои показала, и ошеломила как-то нехорошо, сопернически. И ещё начала с другим поэтом- однокурсником дружить...
В общем, синеглазый красавец меня возненавидел. Нет, он не делал ничего. Просто сидел на задней парте. И смотрел, когда я вхожу в аудиторию. Или когда к доске меня вызывают. Спокойный такой ясный взгляд... на уничтожение.
А потом, на втором уже курсе, мне попалось случайно одно его стихотворение — не очень даже хорошее, даже слабоватое, он мог и лучше — там было что-то о бабочках в тихом осеннем свете, о бабочках, которые проснутся только весной. И вспомнилось вдруг, как шли мы вдоль реки, взявшись за руки, какое солнце было вечернее ласковое, и как он меня мазью однажды растирал — только шею, заболела вдруг, а у него — мазь... И смотрел тогда так пристально и по-доброму. Я вспомнила это так, будто всё происходит вот сейчас, а не когда-то во время вступительных, а на следующей день вновь вошла в аудиторию позже него. И к доске меня в то утро вызвали...
Но совсем уже не нужно было защищаться, наращивать невидимую непроницаемую броню из установок вроде «ну и пусть смотрит» или «мне всё равно». Потому что никто не выпускал уже с задней парты в мою сторону взгляды-стрелы с ядовитыми наконечниками. Может, и вообще не смотрел — какая разница, главное — я просто могла быть собой.
...А знаете, в чем смысл молитвы за ненавидящих нас? Смыслов много, но один из них вполне эгоистический. Вот чувствуешь ты, что человек очень тебя не любит, буквально до ненависти. Ну и тебе встречаться с ним не особенно приятно, разумеется... Но молись хотя бы о том, чтобы Бог его, неприятеля, вразумил самым лучшим для него способом и чтобы поставил на путь истинный. Или коротко — «Помилуй такого-то и меня грешную». На одну ступень себя ставишь с этим человеком пред Господом. Обоих помилуй, Ты ж нас обоих сотворил, а мы тут ругаемся, друг друга ненавидим, прости.
И ситуация удивительным образом поменяется. Потому что тот человек непостижимо как-то ощутит твою растущую доброжелательность. Ты его видеть не можешь, аж трясёт, — но глобально, по большому счету, ты ему желаешь добра. И это невозможно не почувствовать, поверьте. Отношения всегда взаимны, даже если их как бы нет — сидит человек на задней парте и за год тебе слова не сказал. Или даже вообще в другом городе находится, не видитесь. Но начинаешь желать ему добра — и всё, можешь снимать броню, отлетят от тебя стрелы, им выпущенные, не заденут. Да и стрелы ему выпускать в тебя станет неинтересно.
И не нужно будет тратить силы на защиту, на ответную ненависть даже. Гораздо лучше жить — благодарностью.
Да, а синеглазый красавец стал уникальным переводчиком с древнегреческого, и поэтом хорошим. Тогда, в годы учёбы, продолжения отношений у нас не было — не то что романа, даже приятельства не случилось, мы оказались в разных компаниях, а вскоре он перевёлся в другой вуз. Но недавно нашлись вдруг в интернете и очень друг другу обрадовались. Он даже в гости ко мне собирается... Неизвестно, помнится ли ему тот год молчания. В переписке мы об этом не говорим — прошло, как не было.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России