
Когда я поступала в университет, мне нравился один парень, очень красивый синеглазый брюнет — но это не главное. Главное, что стихи писал и на пианино играл. Я тоже играла... И нравилась ему тоже — весь период вступительных экзаменов мы с ним за ручку проходили, дети. А потом наступил первый курс, и я ему стихи свои показала, и ошеломила как-то нехорошо, сопернически. И ещё начала с другим поэтом- однокурсником дружить...
В общем, синеглазый красавец меня возненавидел. Нет, он не делал ничего. Просто сидел на задней парте. И смотрел, когда я вхожу в аудиторию. Или когда к доске меня вызывают. Спокойный такой ясный взгляд... на уничтожение.
А потом, на втором уже курсе, мне попалось случайно одно его стихотворение — не очень даже хорошее, даже слабоватое, он мог и лучше — там было что-то о бабочках в тихом осеннем свете, о бабочках, которые проснутся только весной. И вспомнилось вдруг, как шли мы вдоль реки, взявшись за руки, какое солнце было вечернее ласковое, и как он меня мазью однажды растирал — только шею, заболела вдруг, а у него — мазь... И смотрел тогда так пристально и по-доброму. Я вспомнила это так, будто всё происходит вот сейчас, а не когда-то во время вступительных, а на следующей день вновь вошла в аудиторию позже него. И к доске меня в то утро вызвали...
Но совсем уже не нужно было защищаться, наращивать невидимую непроницаемую броню из установок вроде «ну и пусть смотрит» или «мне всё равно». Потому что никто не выпускал уже с задней парты в мою сторону взгляды-стрелы с ядовитыми наконечниками. Может, и вообще не смотрел — какая разница, главное — я просто могла быть собой.
...А знаете, в чем смысл молитвы за ненавидящих нас? Смыслов много, но один из них вполне эгоистический. Вот чувствуешь ты, что человек очень тебя не любит, буквально до ненависти. Ну и тебе встречаться с ним не особенно приятно, разумеется... Но молись хотя бы о том, чтобы Бог его, неприятеля, вразумил самым лучшим для него способом и чтобы поставил на путь истинный. Или коротко — «Помилуй такого-то и меня грешную». На одну ступень себя ставишь с этим человеком пред Господом. Обоих помилуй, Ты ж нас обоих сотворил, а мы тут ругаемся, друг друга ненавидим, прости.
И ситуация удивительным образом поменяется. Потому что тот человек непостижимо как-то ощутит твою растущую доброжелательность. Ты его видеть не можешь, аж трясёт, — но глобально, по большому счету, ты ему желаешь добра. И это невозможно не почувствовать, поверьте. Отношения всегда взаимны, даже если их как бы нет — сидит человек на задней парте и за год тебе слова не сказал. Или даже вообще в другом городе находится, не видитесь. Но начинаешь желать ему добра — и всё, можешь снимать броню, отлетят от тебя стрелы, им выпущенные, не заденут. Да и стрелы ему выпускать в тебя станет неинтересно.
И не нужно будет тратить силы на защиту, на ответную ненависть даже. Гораздо лучше жить — благодарностью.
Да, а синеглазый красавец стал уникальным переводчиком с древнегреческого, и поэтом хорошим. Тогда, в годы учёбы, продолжения отношений у нас не было — не то что романа, даже приятельства не случилось, мы оказались в разных компаниях, а вскоре он перевёлся в другой вуз. Но недавно нашлись вдруг в интернете и очень друг другу обрадовались. Он даже в гости ко мне собирается... Неизвестно, помнится ли ему тот год молчания. В переписке мы об этом не говорим — прошло, как не было.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер