Осторожное и разумное поведение Москвы по отношению к татарам не замедлило принести обильные плоды. Татары, усыплённые «смиренной мудростью» Ивана Калиты, всячески ему покровительствовали и усиленно способствовали созданию из Московского княжества могучей силы против себя же. Выгодное положение города, в узле главнейших путей того времени, привлекало к нему торговых людей. Сюда же шли на житьё и многочисленные поселенцы, привлекаемые как возможностью заработка, так и спокойствием, которое водворил Калита в своей Земле.
Постоянная забота о благе своих подданных привлекла во владения Иоанна Данииловича также и бояр из других княжеств. Притом таких бояр, которые были врагами крамолы и насилий, а искали князя твердого и справедливого, ограждавшего права своих подданных строгим поддержанием порядка и законов.
Во время княжения Калиты, при непосредственном участии митрополита, высшего духовенства, Московских бояр и ближайших к Москве удельных князей, неоднократно обсуждались вопросы, относившиеся к положению дел в Русской Земле.
Всеми единогласно признавалось, что гибель Земли произошла из-за отсутствия братолюбия, завещанного Ярославом Мудрым. Но вместе с тем было признано, что рассчитывать на прочное единение всех по доброй воле невозможно. А потому все постановили: начать постепенно собирать вновь Русскую Землю с благословения Церкви и во исполнение завещания Святого Петра. Но собирать при этом уже с подчинением Московскому князю — как всех остальных князей, так и Господина Великого Новгорода.
Иоанн Калита по своему душевному складу как нельзя более соответствовал для выполнения этих мудрых предначертаний. Только после принятия на себя этой многотрудной задачи, он стал прибавлять к своему наименованию великого князя слова «всея Руси», имевшие для всех любивших Русскую Землю, глубокий и знаменательный смысл.
Ходя всегда с открытым кошелём, из которого он неустанно черпал для раздачи бедному люду на пропитание, Иоанн Даниилович вместе с тем усердно копил деньги, чтобы покупать на них как можно более земли у частных лиц, церквей, монастырей и других удельных князей.
Скупая целые города у бедных северо-восточных князей, он приобрел Белоозерск, Кострому, Галич, Перемышль и Углич.
Трудясь над собиранием Земли, Калита не менее усердно заботился и об украшении Москвы. Он обнес ее дубовыми стенами. И кроме храма Успения Богородицы воздвиг еще три церкви: Спаса на Бору, Михаила Архангела и Ивана Лествичника.
Калита умер 31 марта 1341 года, приняв перед кончиной схиму и крепко наказав трем своим сыновьям жить вместе, как один человек. Он завещал всем города и волости, но старшему Симеону дал больше, чем другим. Город же Москва был отдан в общее пользование всем трем. Это распоряжение было крайне мудро, так как, владея сообща Москвой, братья поневоле постоянно виделись, имели общие заботы, были близки друг другу и вместе решали все возникавшие вопросы.
Народ, чутко ценивший Иоанна Данииловича и великое дело, которому он себя посвятил, а также и его великую сердечную доброту, не только дал ему почтенное наименование Собирателя Русской Земли, но и был убежден, что церковь причтет его к лику Святых; в течение весьма долгого времени память его чтилась местно, и он даже именовался Святым в рукописных святцах.
Во время Калиты каких-либо важных действий со стороны Шведов и Немцев против Русской Земли не было.
По смерти Калиты, его дети — Симеон, Иоанн и Андрей, а с ними и все Русские князья, по обычному порядку, отправились в Орду утверждать за собой свои вотчины, причем князья — Ярославский, Тверской и Суздальский, — прямо пошли искать великого княжения. Однако, хан, памятуя хорошее поведение покойного Калиты, не только отдал великое княжение Симеону, но дал в своем ярлыке клятву за себя и детей своих — укрепить великое княжение за потомками Калиты.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема