Осторожное и разумное поведение Москвы по отношению к татарам не замедлило принести обильные плоды. Татары, усыплённые «смиренной мудростью» Ивана Калиты, всячески ему покровительствовали и усиленно способствовали созданию из Московского княжества могучей силы против себя же. Выгодное положение города, в узле главнейших путей того времени, привлекало к нему торговых людей. Сюда же шли на житьё и многочисленные поселенцы, привлекаемые как возможностью заработка, так и спокойствием, которое водворил Калита в своей Земле.
Постоянная забота о благе своих подданных привлекла во владения Иоанна Данииловича также и бояр из других княжеств. Притом таких бояр, которые были врагами крамолы и насилий, а искали князя твердого и справедливого, ограждавшего права своих подданных строгим поддержанием порядка и законов.
Во время княжения Калиты, при непосредственном участии митрополита, высшего духовенства, Московских бояр и ближайших к Москве удельных князей, неоднократно обсуждались вопросы, относившиеся к положению дел в Русской Земле.
Всеми единогласно признавалось, что гибель Земли произошла из-за отсутствия братолюбия, завещанного Ярославом Мудрым. Но вместе с тем было признано, что рассчитывать на прочное единение всех по доброй воле невозможно. А потому все постановили: начать постепенно собирать вновь Русскую Землю с благословения Церкви и во исполнение завещания Святого Петра. Но собирать при этом уже с подчинением Московскому князю — как всех остальных князей, так и Господина Великого Новгорода.
Иоанн Калита по своему душевному складу как нельзя более соответствовал для выполнения этих мудрых предначертаний. Только после принятия на себя этой многотрудной задачи, он стал прибавлять к своему наименованию великого князя слова «всея Руси», имевшие для всех любивших Русскую Землю, глубокий и знаменательный смысл.
Ходя всегда с открытым кошелём, из которого он неустанно черпал для раздачи бедному люду на пропитание, Иоанн Даниилович вместе с тем усердно копил деньги, чтобы покупать на них как можно более земли у частных лиц, церквей, монастырей и других удельных князей.
Скупая целые города у бедных северо-восточных князей, он приобрел Белоозерск, Кострому, Галич, Перемышль и Углич.
Трудясь над собиранием Земли, Калита не менее усердно заботился и об украшении Москвы. Он обнес ее дубовыми стенами. И кроме храма Успения Богородицы воздвиг еще три церкви: Спаса на Бору, Михаила Архангела и Ивана Лествичника.
Калита умер 31 марта 1341 года, приняв перед кончиной схиму и крепко наказав трем своим сыновьям жить вместе, как один человек. Он завещал всем города и волости, но старшему Симеону дал больше, чем другим. Город же Москва был отдан в общее пользование всем трем. Это распоряжение было крайне мудро, так как, владея сообща Москвой, братья поневоле постоянно виделись, имели общие заботы, были близки друг другу и вместе решали все возникавшие вопросы.
Народ, чутко ценивший Иоанна Данииловича и великое дело, которому он себя посвятил, а также и его великую сердечную доброту, не только дал ему почтенное наименование Собирателя Русской Земли, но и был убежден, что церковь причтет его к лику Святых; в течение весьма долгого времени память его чтилась местно, и он даже именовался Святым в рукописных святцах.
Во время Калиты каких-либо важных действий со стороны Шведов и Немцев против Русской Земли не было.
По смерти Калиты, его дети — Симеон, Иоанн и Андрей, а с ними и все Русские князья, по обычному порядку, отправились в Орду утверждать за собой свои вотчины, причем князья — Ярославский, Тверской и Суздальский, — прямо пошли искать великого княжения. Однако, хан, памятуя хорошее поведение покойного Калиты, не только отдал великое княжение Симеону, но дал в своем ярлыке клятву за себя и детей своих — укрепить великое княжение за потомками Калиты.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело