Все мы помним то печальное время, когда во всем мире был объявлен карантин, и наши передвижения были строго ограниченны. Именно тогда каждый оценил простые житейские радости, которые мы, порой, не замечали в суете повседневности. Прогулки, встречи с друзьями, путешествия, концерты, театры, работа, дыхание без защитных масок ‒ всё это оказалось настоящим и, увы, не доступным теперь счастьем.
Но самой большой потерей для христиан стало ограничение на посещения храмов. Службы совершались узким кругом священнослужителей и клира, без прихожан, а миллионы верующих остались без Божественной Литургии и Причастия. Думаю, в то время каждый из нас по-настоящему ощутил всю тяжесть такой потери.
Особенную тревогу вызывал тот факт, что карантин пришелся на время Великого поста и Светлого Христова Воскресения. Как же не провести эти дни в церкви? Особенно, конечно, все мечтали оказаться в храме на Пасху, но этим чаяниям не суждено было сбыться. Карантин не заканчивался, и предписания городских властей строго-настрого запрещали людям выходить из дома.
В то время я пела в одном из подмосковных храмов. Меня и еще одну девушку с клироса внесли в список тех, кто участвует в Богослужениях. Поочередно мы ездили на службы и пели в пустой церкви. Именно тогда мое пение действительно предназначалось только Господу и больше никому, и я чувствовала, как разговариваю с Ним. И всё же... это было грустное время, ибо отсутствие прихожан только обостряло ощущение ценности и значимость соборной молитвы.
На Страстную неделю мне было совсем тоскливо. Дело в том, что еще до карантина я планировала после Пасхи поехать в страну, где жил мой близкий друг. Мы не виделись почти год, и я очень сильно скучала. Все эти долгие дни пандемии я надеялась, что всё как-то устроится, но вот уже завтра Пасха, а послезавтра должен был состояться мой вылет. И всё не так, как я хочу. И ночная Литургия пройдет без людей и всеобщего ликования, и поездка не состоится.
В печальном и совсем не праздничном настроении я ехала в пустом автобусе в свой храм. Поднявшись на клирос, я уныло оглядела безлюдный храм. В то самое время, когда внизу должны были стоять сотни прихожан, предвкушающих радость Христова Воскресения, там не было никого, кроме супруги священника и чтеца. Я представила крестный ход без людей, представила возгласы «Христос Воскресе!», на которые никто не ответит, а потом вспомнила про свое отмененное путешествие и едва не расплакалась. Мне казалось таким несправедливым, что я лишилась этой поездки и встречи с другом.
И вдруг... меня словно током пронзила очень простая мысль. Да, я не увижу друга, но ведь я встречу воскресшего Христа! Скольким людям в нашей стране выпало счастье провести самый великий Праздник не дома, у телевизора, а в храме? Скольким людям дозволено причаститься на Божественной Пасхальной Литургии? Да ведь таких единицы, и в их числе ‒ я! И у меня еще хватает дерзости сетовать, что сорвалась обычная увеселительная поездка. Конечно, я скучаю по другу, но карантин не продлится вечно. Рано или поздно, но мы увидимся. Но главное, что здесь и сейчас я по-настоящему праздную Воскресение Христа!
И сразу в мое сердце вернулась радость. Я пела Пасхальную службу в тихом пустом храме, громко кричала «Воистину Воскресе!» и чувствовала огромную благодарность Господу. Если уж это не счастье, то тогда что?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.