Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Восхождение»


— Где отряд? Ваши связные, явки? Вам придётся обременить свою совесть. Теперь, так или иначе, придётся. Выхода-то нет. Нет.

— Я не предам. Не предам. Есть вещи поважнее собственной шкуры.

Предать товарищей или пойти на смерть. Перед неразрешимой, казалось бы, дилеммой оказались партизаны Рыбак и Сотников — герои отечественного художественного фильма «Восхождение», который в 1976 году сняла режиссёр Лариса Шепитько. Морозной зимней ночью Рыбака и Сотникова отправили на задание — добыть провизию для отряда. По дороге партизаны наткнулись на немцев. Завязалась перестрелка. Сотников получил ранение в ногу. Далеко уйти не удалось. В ближайшем селе товарищей взяли в плен. На допросе следователь Портнов — полицай, русский, перешедший на службу к немцам, — ясно даёт понять: выбора нет. Предать или умереть.

В основу сценария картины легла повесть белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Лариса Шепитько увидела в произведении о Великой Отечественной войне глубочайшую духовную драму. И сняла фильм, буквально пронизанный евангельскими смыслами. Лента «Восхождение» завоевала гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля 1977 года и стала лауреатом множества других кинематографических конкурсов. А вот у себя на родине, в Советском Союзе, Ларисе Шепитько пришлось приложить немало усилий, чтобы фильм вышел в прокат. Чиновники Госкино, посмотрев картину, возмущённо заявили режиссёру, что вместо истории о партизанах она сняла религиозную притчу.

Сама Лариса Шепитько в одном из интервью рассказывала о том, что своей киноработой прежде всего хотела показать: духовность является основой человеческой личности и её главной ценностью. «Духовное начало в человеке неподвластно физическому уничтожению», — говорила режиссёр. Не скрывала Шепитько и того, что в центре сюжета её картины лежит один из главных евангельских конфликтов — предательство Христа Иудой. Перед тем, как приступить к работе над «Восхождением», она попросила всех членов съёмочной группы прочесть Евангелие.

И вот на экране мы становимся свидетелями драмы невероятной напряжённости и глубины. Сотников наотрез отказывается стать предателем и не выдаёт товарищей даже под страшной пыткой и страхом смерти. Но Рыбак не хочет рисковать жизнью. Он убеждён: можно пойти на компромисс. Главное — выжить. А уж потом как-нибудь найти способ выбраться из плена. В одном из эпизодов он пытается убедить в этом и Сотникова.

— Слушай. Надо ж чего-то придумать. Подохнуть легче всего. Надо выкручиваться!

— Ничего не выйдет...

— Их надо поводить, как щуку на удочке: перетянешь — порвёшь, всё пропало. Прикинуться смирными. Мне, вон, уж в полицию предложили. Чего ты так смотришь? Я ж говорю — прикинуться...

Сработает ли такой план Рыбака? Получится ли у него обмануть врагов? Где проходит грань между добром и злом, между предательством и верностью? На эти вопросы ответит яркий и пронзительный фильм Ларисы Шепитько.

Роль Сотникова в картине «Восхождение» исполнил тогда ещё неизвестный актёр Борис Плотников. Рыбака сыграл молодой Владимир Гостюхин. Для обоих это были первые серьёзные работы в кино. Актёры признавались, что на съёмочной площадке фильма получили не только профессиональный, но и духовный опыт. Как высказался художник-постановщик картины Юрий Ракша, говоря о святых вещах, о духовности, всем участникам съёмочного процесса приходилось и к себе применять высокие критерии. «Невозможно было на площадке оставаться одним человеком, а в жизни — другим», — рассказывал он. А мне бы хотелось добавить, что духовные переживания — глубокие и преображающие — непременно испытает каждый, кто посмотрит картину Ларисы Шепитько «Восхождение».

Вера

Поделиться
Опубликовано
Вера

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…

16.05.2024

«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов

У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…

16.05.2024

Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. История обители

В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…

16.05.2024

«Терпящих обиды защищает Бог»

За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…

16.05.2024

«Слава Богу за всё, что пришлось мне пережить»

Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…

16.05.2024

This website uses cookies.