Помните, что помощь можно оказать, а можно причинить! — говорили нам, волонтерам, на курсах подготовки к программе «Старший брат, старшая сестра» петербургского фонда «Врачи детям». В рамках этой программы подбирали пары: ребенок или подросток из неблагополучной семьи и молодой человек или девушка, у которых в жизни все в порядке. Вот они встречаются, гуляют, ходят в кино. Старший становится примером, а младший получает ориентир и друга. В теории все здорово, главное — не навредить. Чтобы ребенку потом не было тошно возвращаться в свою не такую спокойную и не такую красочную жизнь. Чтобы не было отторжения собственной семьи или друзей.
Часто, когда волонтер сталкивается с чужой бедой или сложной ситуацией, первое его желание: сделать что-нибудь, чтобы помочь. Отвезти в больницу, дать денег, найти приемного родителя. Ему может показаться, что проблему легко решить, но почему-то никто кроме него этого до сих пор не сделал. И здесь бывает важно остановиться и вспомнить: как волонтер, вы представляете организацию или фонд. Значит, на вас лежит больше ответственности, чем на просто сочувствующем человеке.
Во-первых, спросите себя: действительно ли это сейчас нужно сделать? Нет ли в моих действиях противоречия с работой организации? Не обнадежу ли я человека напрасно? Мысленно перечислите плюсы и минусы ваших возможных действий.
Во-вторых, уточните у подопечного напрямую, чтобы не решать за него. Вы хотите, чтобы я вызвал скорую? Вам нужно помочь с поиском информации? Я могу сообщить об этом твоим родителям или кому-то из взрослых?
В-третьих, посоветуйтесь со специалистами, особенно если ситуация неоднозначная. Это может быть социальный работник, который «ведет» вашего подопечного и знает о его жизненной ситуации больше. Или координатор программы, который уже сталкивался с подобной проблемой и может подсказать ответ.
Если благотворительностью в семье занимается только один человек, есть риск, что эта важная область его жизни окажется закрытой от семьи. Поделитесь сомнениями и переживаниями с близкими. Ваша семья будет лучше понимать, почему волонтерство для вас важно, с чем вы сталкиваетесь и что чувствуете. Может быть, вместе с родными вы найдете то решение, которое раньше не замечали.
Пусть ваши помощь и участие будут ценными, своевременными и полезными.
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема