
Фото: Piqsels
Ранним утром 16 марта 1781-го года 25-летний композитор Вольфганг Амадей Моцарт вышел из почтовой кареты на площади Святого Петра в столице Австрии, Вене. Несколько лет назад он уже приезжал сюда с выступлениями, и произвёл настоящий фурор. Однако на сей раз это был не гастрольный визит, а переезд. Родной Зальцбург стал тесен для музыканта, которого с детских лет называли гением. Столица, полагал Моцарт, могла дать ему больше возможностей для творческого и карьерного роста. Переезд в Вену он планировал давно. Поэтому заблаговременно позаботился о жилье. На площади Святого Петра, его ждала комната в доме давних друзей, семьи Вебер.
Веберы были рады приезду Моцарта — и мать семейства, вдова фрау Цецилия, и её дочери. Особенно средняя из них, Констанция. Так сложилось, что именно она приняла на себя основные хлопоты о госте. Девушка прекрасно понимала, что первое время в чужом городе молодому человеку может быть непросто. И старалась окружить Вольфганга теплотой и ненавязчивой заботой. Будни Моцарта проходили в трудах. Он давал частные уроки, и целыми днями бегал по городу от ученика к ученику. Домой возвращался поздно вечером, уставший. Констанция подавала Вольфгангу ужин. За трапезой она старалась развлечь молодого человека непринуждённой беседой. И от звука её голоса, от застенчивой улыбки, усталость Моцарта как рукой снимало. Им было так хорошо, так просто и радостно вместе! Они искренне полюбили друг друга.
4 августа 1782 года, в венском кафедральном соборе святого Стефана, Моцарт и Констанция обвенчались. В письме отцу Вольфганг рассказывал о том, как прошло бракосочетание. «Когда мы обменялись кольцами, я и моя жена начали плакать; этим были тронуты все, даже священник, и все заплакали, так как были свидетелями счастья наших сердец», — писал Моцарт отцу. Впоследствии в своих письмах домой композитор часто говорил о любимой супруге. Моцарт называл её женщиной с золотым сердцем, и признавался, что не мог бы желать для себя лучшей жены.
Констанция, которая теперь уже носила фамилию Моцарт, понимала и принимала своего необыкновенного, порой эксцентричного супруга во всём. Вольфганг, бывало, вёл себя как ребёнок: среди бела дня мог бросить все занятия и пуститься по дому в пляс. Тогда и Констанция оставляла свои дела, чтобы составить ему компанию. Несмотря на свой талант, Моцарт не зарабатывал больших денег и часто влезал в долги. Жена его в этом не упрекала. Констанция восхищалась мужем. Могла пропеть по памяти все женские партии из его опер. А Моцарт, прежде любивший творить в полном одиночестве, теперь мог сочинять музыку, только если супруга была поблизости. Ему не мешал ни звон кастрюль на кухне, ни голоса детей — у Моцартов подрастали сын и дочь. Домашний шум вдохновлял Вольфганга. Именно тогда композитор написал свою Мессу до-минор — духовное произведение. Это была благодарность Моцарта Богу за то, что Он послал ему Констанцию.
Увы, семейному счастью Вольфганга не суждено было продлиться долго. 6 декабря 1791 года композитор, после нескольких месяцев болезни, скончался. В том же году Констанция организовала несколько концертов в память о любимом муже. Почти всю свою долгую жизнь она посвятила написанию мемуаров о супруге. В 1828 году Констанция издала одну из первых биографий Моцарта. В ней она признавалась, что таким способом хочет выразить свою бесконечную любовь к нему.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержать керамическую мастерскую, где трудятся люди с тяжёлой инвалидностью

Саша живёт в приюте «Дом на воле». Это проект сопровождаемого проживания петербургской организации «Новые перспективы». Молодой человек плохо видит, у него есть двигательные нарушения и психические расстройства. После смерти родных его ждала одна дорога — в психоневрологический интернат. Но так случилось, что о Саше узнали сотрудники «Дома на воле». Так он оказался в деревне Раздолье Ленинградской области.
Помимо Саши в Доме находятся ещё 8 взрослых с тяжёлой инвалидностью. С поддержкой наставников они живут свободно и по мере возможностей самостоятельно — ведут хозяйство и работают в керамической мастерской. Саша, например, лепит глиняные блюдечки и уже набрался мастерства в этом деле. Недавно вместе с керамистом они создали 60 чайных пар для жителей дома престарелых.
«Мы ищем то, что наши ребята могут сделать сами. Анализируем их возможности, рисуем эскизы на бумаге», — рассказывает руководитель мастерской Татьяна.
У Дины, ещё одной подопечной проекта «Дом на воле», плохо работают руки и рисовать на изделиях у неё не выходит. Но в мастерской нашли выход. Узоры на чашках и тарелках она процарапывает, от этого посуда получается фактурной и неповторимой.
Занятия в керамической мастерской очень важны для жителей приюта. У них есть возможность творить, приносить пользу и дарить радость другим. Изделия подопечных реализуются на ярмарках и не только.
Сейчас важно поддержать мастерскую, чтобы она продолжала работать, а Саша, Дина и другие люди с тяжёлой инвалидностью могли заниматься любимым делом. В первую очередь нужно оплатить труд наставников.
Сбор для керамической мастерской в деревне Раздолье Ленинградской области открыт на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов