
«Война и мир», студия «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук
— Как же я не видал прежде этого высокого неба?! И как я счастлив, что узнал его наконец. Да, всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его!
Если слова, которые только что прозвучали, вдруг кому-то показались знакомыми, то так оно и есть. Мы с вами сейчас услышали один из самых известных фрагментов из «Войны и мира» Льва Толстого — монолог князя Андрея Болконского про небо Аустерлица. Это — эпизод из классической киноленты 1965 года. Знаменитый роман экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук. Четырёхсерийная киноэпопея «Война и мир» собрала многие награды в области кинематографии, среди которых — премия «Оскар» и «Золотой глобус». Советская критика хвалила Бондарчука за точное, почти дословное воспроизведение романа Толстого. Однако режиссёр вложил в картину и собственное видение. Мастерски расставляя акценты, он ярко высвечивает то главное, о чём люди задумывались во все времена: жизнь и смерть, тонкую грань между ними и желание человеческой души быть с Богом. Непросто воплотить такую сверхзадачу в советском кинофильме, съёмки которого, курировались непосредственно Министерством культуры СССР? Но Сергею Бондарчуку это оказалась вполне под силу. Его «Война и мир» буквально пронизана христианским духом. И даже тот самый монолог о Небе у Бондарчука произносит не разочаровавший и потерявший смысл жизни человек, как принято трактовать литературный образ Андрея Болконского. В этих словах слышится уже некая надежда на вечность, пусть не до конца самим героем осознанная, но совершенно ясно ощутимая зрителем.
А вот в другом эпизоде из той же сцены битвы при Аустерлице звучит уже действительно молитва. Когда Николай Ростов — его роль в фильме исполняет совсем ещё юный Олег Табаков — оказывается один на один с французскими солдатами, он обращается к Богу с просьбой не покинуть его в смертельной опасности.
— Господи! Боже, Тот, Кто там, на этом небе, прости, спаси и заступи меня!
Небо можно смело назвать главным героем картины Сергея Бондарчука «Война и мир». Используя новаторскую по тем временам технологию панорамной съёмки, режиссёр постоянно устремляет камеру в небо, либо показывает зрителю происходящее на экране с высокой точки, как будто бы небес, и словно побуждает посмотреть на жизнь под иным углом, в перспективе вечности...
Именно так снята сцена Бородинского сражения. Это один из самых масштабных эпизодов всей картины. Битва воспроизведена настолько реалистично, что в какой-то момент теряется ощущение того, что ты сидишь дома в удобном кресле и смотришь кино. Зритель ощущает себя там, среди дыма сражения и пушечных залпов. Совсем как Пьер Безухов — его в фильме сыграл сам Сергей Бондарчук. Пьер приехал в Бородино, чтобы наблюдать за сражением. А в критический момент сам стал его участником, вызвался исполнить сложное задание — достать из-под огня ящики со снарядами. Но поражает даже не достоверность и размах батальных сцен. А то, как режиссёр передаёт настрой русской армии перед боем, когда каждый — от генерала Кутузова до простого пехотинца — истово крестятся, и в небо над Бородинским полем возносится молитва Пресвятой Богородице:
— Матушку несут. Заступницу.
— Иверскую?
— Смоленскую матушку...
Что ж, остаётся, пожалуй, добавить, что в 2000-м году студия «Мосфильм» полностью отреставрировала «Войну и мир» Сергея Бондарчука. Киношедевр перевели в высококачественный цифровой формат. Так что ещё многие поколения зрителей будут поражаться красотой и глубиной этой картины, размышлять над вечными вопросами.
22 июля. О силе молитвы преподобного Сергия Радонежского

18 июля, в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
На проповеди по окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви говорил о силе молитвы преподобного Сергия и примере его служения для нас.
Преподобный Сергий был с теми, кто, приходя в эту обитель, тогда ещё и обителью назвать было невозможно, просил его благословения на то, чтобы остаться здесь и продолжать иноческое служение. И как много общего между подвигом в защиту Отечества и подвигом иноческого служения. И там, и там — отречение от самого себя.
Нельзя не отречься от себя, от своих желаний, человеческих стремлений, если ты вступаешь на путь иноческого служения, а тем более на путь архиерейского служения. Ничто не должно быть для себя. Всё, что для себя, всё во вред душе, в погибель, только во благо Церкви. Вот этим и может быть оправдано и высокое положение архипастырей, их определённое материальное состояние, только в том случае, если всё это служит делу Божьему.
Именно в этих стенах и епископат наш должен осознавать особую свою ответственность за судьбу страны, за народ наш. Ну и каждый должен ещё и ещё раз спросить о самом себе: а так ли я живу, так ли я молюсь, так ли я тружусь, продолжаю ли я хотя бы, может быть, в какой-то степени, но подвиги святых отцов наших, в земле русской просиявших, и святых угодников Божьих.
Поэтому посещение Троице-Сергиевой Лавры — это не просто такое вот торжество. Это всегда должно быть связано с мыслями о Родине, о Церкви, о самих себе. Потому что где же, как не здесь, подумать обо всем этом? Где, как не здесь, у мощей преподобного, помолиться о народе нашем, и об Отечестве нашем, и о Церкви нашей, и о монашествующих наших, и о сей святой обители?
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июля. Об отношении к нераскаянным грешникам

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником».
Об отношении к нераскаянным грешникам — протоиерей Константин Харитонов.
Часто мы встречаем людей в порочной жизни, и многие задают себе вопрос: как быть, можно ли с ними общаться, в каком смысле можно с ними общаться. Потому что мы знаем, как сказано у пророка Давида: «С преподобным — преподобен будешь, со строптивым — развратишься».
Конечно, очень важно иметь доброе сообщество, добрых братьев и, соответственно, чтобы все были единого духа, но наш мир наполнен грехом, и наша задача — научиться любить всякого человека, уж тем более грешного человека.
Апостол же Павел заповедует нам не сообщаться с блудниками, но не просто со всеми блудниками мира сего, иначе, как он говорит, нужно было бы нам выйти из мира сего, а не сообщаться с блудниками, которые называют себя братьями.
То есть, если человек живёт церковной жизнью, христианин, но при этом совершает разные грехи и пороки, такого брата нужно, конечно, избегать, иначе каждый из тех людей, сообщающихся с ним, может впасть в такой же грех и погубить и свою душу, и этот брат, который блудил, станет вдвойне человеком грешным, потому что и сам погиб, и другого соблазнил.
Поэтому, конечно же, мы должны отвращаться от таких братьев во Христе, которые, к сожалению, не изменяют своего нрава, не изменяют свою жизнь, а живут в пьянстве, в разврате, при этом именуют себя христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июля. О личности и творчестве поэтессы Каролины Павловой

Сегодня 22 июля. В этот день в 1807 году родилась русская поэтесса Каролина Павлова.
О её личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Каролина Карловна была доброй христианкой, писавшей для добропорядочной публики, призывавшей к нравственным нормам, которые зиждутся на христианской морали, и при этом её поэзия совершенно вписывается в контекст эпохи. Будучи хозяйкой литературных салонов, Каролина Павловна хорошо помнила Александра Сергеевича Пушкина, который посещал её в Одессе по вечерам, декламировал, знакомил общество со своими шедеврами, и, конечно же, Каролина Карловна знала, на кого равняться в своём собственном творчестве.
Да, сейчас её имя никому неизвестно, но если ты думы и высокие стремления обращаешь к Создателю, если одушевляющие тебя сюжеты пронизаны добром и любовью, если ты призываешь на помощь божественную благодать, то пусть твоя могила и холмик надгробный не будут известны потомкам.
Однако воскресший Христос, вложивший в каждого из нас свой бессмертный образ, а значит, и способность к творчеству, примет в небесное селение душу, которая умела каяться и молиться и сознавала необходимость делиться семенами разумного, доброго и вечного с современниками.
Все выпуски программы Актуальная тема