«Война и мир» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Война и мир»

Война и мир
Поделиться Поделиться

«Война и мир», студия «Мосфильм», режиссёр Сергей Бондарчук

— Как же я не видал прежде этого высокого неба?! И как я счастлив, что узнал его наконец. Да, всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его!

Если слова, которые только что прозвучали, вдруг кому-то показались знакомыми, то так оно и есть. Мы с вами сейчас услышали один из самых известных фрагментов из «Войны и мира» Льва Толстого — монолог князя Андрея Болконского про небо Аустерлица. Это — эпизод из классической киноленты 1965 года. Знаменитый роман экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук. Четырёхсерийная киноэпопея «Война и мир» собрала многие награды в области кинематографии, среди которых — премия «Оскар» и «Золотой глобус». Советская критика хвалила Бондарчука за точное, почти дословное воспроизведение романа Толстого. Однако режиссёр вложил в картину и собственное видение. Мастерски расставляя акценты, он ярко высвечивает то главное, о чём люди задумывались во все времена: жизнь и смерть, тонкую грань между ними и желание человеческой души быть с Богом. Непросто воплотить такую сверхзадачу в советском кинофильме, съёмки которого, курировались непосредственно Министерством культуры СССР? Но Сергею Бондарчуку это оказалась вполне под силу. Его «Война и мир» буквально пронизана христианским духом. И даже тот самый монолог о Небе у Бондарчука произносит не разочаровавший и потерявший смысл жизни человек, как принято трактовать литературный образ Андрея Болконского. В этих словах слышится уже некая надежда на вечность, пусть не до конца самим героем осознанная, но совершенно ясно ощутимая зрителем.

А вот в другом эпизоде из той же сцены битвы при Аустерлице звучит уже действительно молитва. Когда Николай Ростов — его роль в фильме исполняет совсем ещё юный Олег Табаков — оказывается один на один с французскими солдатами, он обращается к Богу с просьбой не покинуть его в смертельной опасности.

— Господи! Боже, Тот, Кто там, на этом небе, прости, спаси и заступи меня!

Небо можно смело назвать главным героем картины Сергея Бондарчука «Война и мир». Используя новаторскую по тем временам технологию панорамной съёмки, режиссёр постоянно устремляет камеру в небо, либо показывает зрителю происходящее на экране с высокой точки, как будто бы небес, и словно побуждает посмотреть на жизнь под иным углом, в перспективе вечности...

Именно так снята сцена Бородинского сражения. Это один из самых масштабных эпизодов всей картины. Битва воспроизведена настолько реалистично, что в какой-то момент теряется ощущение того, что ты сидишь дома в удобном кресле и смотришь кино. Зритель ощущает себя там, среди дыма сражения и пушечных залпов. Совсем как Пьер Безухов — его в фильме сыграл сам Сергей Бондарчук. Пьер приехал в Бородино, чтобы наблюдать за сражением. А в критический момент сам стал его участником, вызвался исполнить сложное задание — достать из-под огня ящики со снарядами. Но поражает даже не достоверность и размах батальных сцен. А то, как режиссёр передаёт настрой русской армии перед боем, когда каждый — от генерала Кутузова до простого пехотинца — истово крестятся, и в небо над Бородинским полем возносится молитва Пресвятой Богородице:

— Матушку несут. Заступницу.

— Иверскую?

— Смоленскую матушку...

Что ж, остаётся, пожалуй, добавить, что в 2000-м году студия «Мосфильм» полностью отреставрировала «Войну и мир» Сергея Бондарчука. Киношедевр перевели в высококачественный цифровой формат. Так что ещё многие поколения зрителей будут поражаться красотой и глубиной этой картины, размышлять над вечными вопросами.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем