
Фото: PxHere
В Праздник Крещения Господня в начале литургии в храмах поются особые песнопения — праздничные антифоны.
Слово «антифон» переводится с греческого языка буквально как «звук напротив». Традиция исполнять антифоны уходит корнями в древность, когда во время богослужения пел не один, а сразу два хора. Хоры исполняли песнопения частями, попеременно, будто вторили друг другу. Традиция такого исполнения постепенно ушла, а название песнопения осталось.
По большим церковным праздникам, например, на Пасху, Рождество Христово или Преображение Господне в храмах поют праздничные антифоны. За одну литургию поются два праздничных антифона. Их тексты основаны на разных, наиболее подходящих к тематике праздника, строчках из Псалтыри.
Например, в первом антифоне Крещения, о котором я хотела бы вам рассказать, звучит такая строчка — «Иордан возвратися вспять». Взяты эти слова из 113-го псалма пророка Давида, при этом связаны они с событиями Крещения Господня. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Состоит антифон из четырёх коротких строчек, соединённых между собой общим припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!»
Первый стих песнопения в буквальном переводе на русский язык звучит так: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного». Вот как первая строчка звучит по-церковнославянски: «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар».
Автор этих слов, пророк Давид, под словом «Израиль» и выражением «дом Иакова» подразумевает израильский народ. Поэтому, как можно догадаться, речь в отрывке идёт об уходе евреев из Египта.
Давайте послушаем первую часть песнопения в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
За припевом следует второй стих: «Иудей сделался святынею Его, Израиль — владением Его». По-церковнославянски строчка звучит так: «Бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его».
Под словом «иудей» тоже подразумевается еврейский народ. А строчка «сделался святынею Его, владением Его» означает, что Господь избрал еврейский народ как тот, из которого появится Спаситель мира, Иисус Христос.
Послушаем вторую часть антифона:
Далее звучит третий стих песнопения: «Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять». Или по-церковнославянски «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять».
Послушаем третью часть песнопения:
Четвёртый стих песнопения звучит так: «Что с тобою случилось, море, что ты побежало, и с тобою случилось, Иордан, что ты обратился назад?» Или по-церковнославянски «Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?»
Давайте послушаем четвёртую часть песнопения:
После слов «Слава Отцу и Сыну, и Святому духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь» песнопение завершается припевом — «Молитвами Богородицы, Спасе, Спаси нас!»
Две завершающие — третья и четвёртая части антифона Крещения описывают чудеса Божии, о которых говорится в Ветхом Завете. Первое произошло, когда пророк Моисей переводил израильский народ через Красное море, и воды морские расступились, освободив дорогу людям. Другое чудо произошло с праведным Иисусом Навином. Слушаясь Божьего благословения, он перевёл евреев через реку Иордан. Воды Иордана при этом остановились, чтобы путники смогли пересечь реку. Эти два чуда, говорящие о том, что Господу подвластно всё в мире, стали предвестниками евангельских событий. Пройдёт время, и появится на свет Господь наш Иисус Христос, Который спасёт человека от гибели в потоке грехов.
Давайте послушаем Антифон Богоявления полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер