
Владимирская икона Божией Матери — одна из самых древних. По преданию, её написал апостол Лука. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она в ответ с нежностью склонила над Ним голову.
Несколько столетий святыня хранилась в Иерусалиме. В пятом веке, при византийском императоре Феодосии Втором, её перенесли в Константинополь. В 1130 году греческий патриарх Иоанн Агапит прислал икону в подарок киевскому князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. А спустя ещё двадцать пять лет благоверный князь Андрей Боголюбский перенёс святыню из киевских пределов во Владимир. Икона получила своё историческое название — Владимирская и вскоре распространилась по русской земле в многочисленных списках.
Один из них был создан в 1572 году для Свято-Успенской Иосифо-Волоцкой обители под Волоколамском. Образ был предназначен для монастырской церкви, освящённой в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Название этого праздника переводится с церковнославянского языка как встреча. Он был установлен в память о событиях 1395 года. Тогда чудотворный образ крестным ходом перенесли из Владимира в Москву. Горожане торжественно встретили святыню. И по молитвам верующих Богородица защитила столицу от надвигающихся войск монгольского завоевателя Тамерлана. Грозный правитель увидел во сне Пречистую Деву в окружении ангелов. Он понял, сколь могущественная Защитница есть у русских, и отступил от Москвы.
Инициатором перенесения Владимирского образа Божией Матери в Москву был митрополит Киприан. Создавая список святыни для Сретенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, иконописец представил образ святителя на полях иконы с левой стороны. Справа, симметрично, изображён ещё один епископ Русской церкви — митрополит Геронтий. С его именем также связано событие из летописи Владимирской святыни. Владыка призывал москвичей молиться перед чудотворной иконой Богородицы в 1480 году, во время нашествия золотоордынского хана Ахмата. Люди стали взывать к Небесной Заступнице, когда полчища неприятеля чёрной тучей приближались к столице. И произошло чудо. Подойдя к реке Угре, враги по необъяснимым причинам не стали её форсировать и отступили.
Список Владимирской иконы с ликами святителей Кириана и Геронтия прославился чудотворениями. Образ стали именовать Волоколамским по названию города, рядом с которым расположен Иосифо-Волоцкий монастырь. Святыня хранилась в Сретенской церкви до конца семнадцатого века. В 1684 году её перенесли в новый Успенский собор. Икона несколько веков украшала иконостас этого храма. В советское время образ Богородицы стал экспонатом московского музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Там реликвия хранится и поныне.
Иосифо-Волоцкий монастырь вновь стал действующим в конце двадцатого века. Для обители был создан точный список Волоколамской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема