Первый в мире нефтепровод и цилиндрические нефтехранилища, Московская водопроводная система, изящные стеклянно-металлические перекрытия на крышах Киевского вокзала. Всё это — творения мысли инженера, конструктора и изобретателя Владимира Григорьевича Шухова, «русского Леонардо» — как называли его современники. Сегодня именем Владимира Шухова названа одна из столичных улиц, а на Сретенском бульваре установлен памятник инженеру.
Но главный памятник Владимиру Шухову и его преданности своему делу — это, бесспорно, знаменитая радиотелебашня на Шаболовке. «Шуховская» — так до сих пор называют её москвичи. Радиовещание с неё началось в 1922 году. А уже в 1937-м Шуховская башня стала транслировать первые коротковолновые телевизионные передачи. В 60-е годы Шуховская башня стала официальным символом советского телевидения. В Телецентре на Шаболовке снимали легендарную новогоднюю программу «Голубой огонёк». Студия была оформлена огромным баннером с изображением башни, и создавалось ощущение, что действие происходит прямо под её куполом. Конструкция башни оказалась настолько крепкой, что за всё время своего существования ни разу не подверглась серьёзному ремонту. А однажды без всякого ущерба выдержала удар почтового самолёта, который, потеряв управление, задел башню крылом.
Идея необычных лёгких конструкций, способных, однако, выдерживать большие нагрузки, пришла к Владимиру Григорьевичу Шухову в конце 19 века. Однажды на кухне у кого-то из знакомых он увидел перевёрнутую вверх дном плетёную корзину из ивовых прутьев. Сверху на ней, как на подставке, стоял тяжёлый глиняный горшок с пальмой. Корзина не мялась и не сгибалась под его весом. Присмотревшись, Шухов догадался, что всё дело — в особом переплетении прутьев. Будучи в выпрямленном состоянии, они бы непременно сломались под такой нагрузкой. Это натолкнуло Владимира Григорьевича на создание несущих конструкций, которые впоследствии получат название гиперболоидных. Лёгкие, ажурные, словно металлическое кружево или тонкая паутина, решётчатые шуховские вышки выдерживали вес в сотни тонн. При этом им был не страшен даже очень сильный ветер. А ещё гиперболоидные конструкции были очень дёшевы. Изобретение инженера Шухова стало пользоваться большим спросом. Своим новаторским способом по всей России он построил немало водонапорных башен, которые и по сей день исправно служат. А в 1921 году советская власть обратилась к Владимиру Григорьевичу с просьбой спроектировать и построить на Шаболовке мощную радиостанцию. То, насколько беззаветно Шухов служил своему делу, ярко демонстрирует случай, произошедший во время строительства. Башню высотой 148 метров возводили без помощи подъёмных кранов. Однажды оборвался трос, поднимающий строительные материалы на высоту. Шухова обвинили в халатности, саботаже и... приговорили к расстрелу. Приговор постановили привести в исполнение сразу после того, как Владимир Григорьевич закончит работу. Можно только представить, что творилось всё это время на душе у инженера. Но на результате это никоим образом не отразилось. Радиобашню Шухов сдал в срок, принята она была без единого нарекания. Смертный приговор инженеру решили отменить.
Хотя в Советской России Шухову жилось непросто, он никогда не помышлял об эмиграции. «Мои идеи нужны Отчизне», — говорил Владимир Григорьевич. В 1929 году он подписал документ, в котором все права на свои изобретения передавал Родине.
Все выпуски программы Жизнь как служение
26 ноября. О важности критического отношения к информации
Сегодня 26 ноября. Всемирный день информации.
О важности критического отношения к информации — священник Николай Конюхов.
Все мы живём в информационном пространстве. И с одной стороны, доступность информации помогает нам найти то, что раньше было невозможно, или для чего люди иногда тратили несколько дней или даже недель, чтобы получить эту информацию.
Но с другой стороны, появилась определённая опасность. Информации стало слишком много, и мозг не всегда критически способен её воспринять. И нужно быть разборчивым и иметь некую такую информационную гигиену в своей голове для того, чтобы не попадаться на те информационные ловушки, которые расставляет, в том числе, враг рода человеческого.
Поскольку часто бывают новости про то, что всё пропало, и какие-то такие информационные бомбы. И нужно иметь и любовь к своей родной Церкви, и разборчивость, и вот ту самую гигиену для того, чтобы отвергнуть все эти притязания, понимая, где правда, где истина, а где ложь.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.11.2025)
Псалом 72. Богослужебные чтения
Наверное, каждому из нас иногда приходилось ощущать в сердце самую настоящую... занозу. 72-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, рассказывает от первого лица, какая «сердечная заноза» — самая опасная и болезненная. Давайте послушаем!
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
О чём скорбит Давид? Что за «занозу» он поймал в своё сердце? Псалом начинается сразу с мощной драматургической завязки: Бог добр только к «благим сердцем» — да вот только сам Давид-то — на краю пропасти, и видит, как его ноги сами сползают всё ниже и ниже!
Проблема, об которую споткнулся Давид, вполне буднична: нечестивые и грешники благоденствуют, жируют, наглеют — у них буквально «от жира глаза навыкате» — а праведники, напротив, страдают, находятся в уничижении, бедствуют — и нет этому никакого просвета! Ещё бы при виде такого положения не «поймать» занозу самой обычной, понятной, человеческой зависти! Взгляд, перед которым простирается изобилующая всяческими благами жизнь нечестивца, соблазняется: образ «успеха без Бога» оказывается настолько сильно манящим, что ему противостоять крайне сложно.
И Давид вовсе не пытается спрятать свою зарождающуюся зависть — но превращает и эти помыслы в молитву, где жалоба и недоумение сплетаются вместе с просьбой о помощи. Более того: своё состояние Давид исповедует перед Всевышним, используя самые неприглядные эпитеты. Он говорит о самом себе в состоянии зависти как о бессловесной скотине, животном с «вскипевшим» от страсти нутром. Но это вовсе не повергает его в безнадёжность и отчаяние: напротив, даже в самом таком скотоподобном состоянии он ощущает, что его «держат» — заметим, не он — держится за Бога, но Сам Бог ухватил его за правую руку и не отпускает!
И после этих слов начинается очень мощный пассаж псалма — который трудно было бы оценить, не будь всей предваряющей его линии. «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле!» — это исповедание предельной ценности Бога и является тем самым лекарством, при котором зависть — при всей своей казавшейся разумности — просто исчезает, как дым. При взгляде на Бога чужое добро перестаёт восприниматься как угроза или как свидетельство своей отчуждённости от Бога. В кризисе зависти человек всегда сравнивает «доли», кому сколько чего «досталось». И это сравнение не имеет конца: ведь всегда найдётся кто-то «превосходящий»! Ответ псалма на проблему зависти лежит вообще в другой плоскости. Давид предлагает не соревноваться в измерении, а сменить сам принцип единиц: вместо «сколько у него» — «ты — чей? Кто с тобой? Кто на твоей стороне? Кто — безусловно «за тебя?». И именно это — а не «скольжение по хрупкому льду успеха» — и является гарантом настоящих, непреходящих и подлинных благ — которые только и может унаследовать человек в вечности.
Так что, дорогие друзья, когда мы чувствуем, что к сердцу приближается заноза зависти, и вот-вот уже готова в него вонзиться — срочно берём 72-й псалом и читаем его до тех пор, пока казавшаяся острой зависть не исчезнет, словно бы и не появлялась!











