
— Спасибо, что позвал меня в Самарский художественный музей, Андрюша! Столько впечатлений!
— Рад, что угодил, сестрица! А что тебе особенно пришлось по душе?
— Пожалуй, вот это полотно Владимира Маковского — «Две матери».
— Да, Алла, картина мощная по воздействию. Она написана в соответствии с главной идеей художников-передвижников — отображать жизнь правдиво, бесстрастно обнажая болезни общества. Владимир Маковский в подробностях изобразил визит женщины, которая когда-то оставила ребёнка, в семью его усыновителей. Художник как будто сделал стоп-кадр документальной хроники.
— Очень похоже! Мы видим со вкусом обставленную гостиную. Кресла в стиле ампир, картины на стене, стол с резными ножками накрыт белой скатертью. На столе изящная фарфоровая посуда. От всей обстановки веет благополучием. Супруги и мальчик лет пяти мирно обедали. И вдруг их покой оказался нарушен!
— Владимир Маковский художественными средствами подчеркнул чужеродность нежданной гостьи и опасность, от неё исходящую. Взгляни — комната и её обитатели изображены в нежных серо-голубых, золотистых, коричневых оттенках. А на визитёрше — платок пронзительно-красного цвета.
— Интересно, а что за бумагу гостья протягивает хозяйке дома?
— По всей видимости, это документ, подтверждающий, что она кровная мать мальчика и имеет право его забрать.
— Интересно было бы знать предысторию. Как получилось, что женщина лишилась сына, а теперь вдруг хочет его вернуть?
— Мы можем только догадываться. Скорее всего, какие-то печальные обстоятельства заставили эту несчастную отказаться от младенца. Картина написана в 1905 году, значит, беда произошла в самом начале двадцатого века. В то время в России были десятки детских приютов — как государственных, так и частных. Видимо, туда бедная женщина и отдала мальчика. Ведь если бы она просто подбросила малыша на порог богатого дома, то не смогла бы восстановить документы на него спустя несколько лет, когда её жизнь изменилась к лучшему.
— Вот ты говоришь «бедная», «несчастная». А у меня почему-то большее сочувствие вызывает приёмная мать.
— Такое отношение подсказывает художник. Симпатии Владимира Маковского явно на стороне усыновителей. Автор картины показал не только материальное благополучие хозяев уютного дома. Он передал, как мальчик привязан к женщине, которая его воспитывает. Услышав, что незнакомая дама хочет забрать его, ребёнок вскочил со своего стула и бросился к той, кого любит больше всего на свете. Он испуганно прижимается к приёмной матери, ищет у неё защиты.
— А она и сама напугана. Ведь неизвестно, чем закончится это противостояние.
— А вот отец семейства, в отличие от своей трепетной супруги, отреагировал на неожиданный визит спокойно. Он полон решимости защитить семью.
— Андрюш, но родная мать страдала, потеряв сына. Она тоже любит мальчика, ведь кровь не вода. Может быть, правильным было бы вернуть ей ребенка?
— Любовь, Алла, по слову апостола Павла, не ищет своего. По-настоящему любящий заботится о близком, забывая о себе. Будем верить, что женщины с картины Владимира Маковского «Две матери» помнили об этом, когда решали, как сложится дальше жизнь мальчика.
«Картину Владимира Маковского „Две матери“ можно увидеть в Самарском областном художественном музее».