
В городе Рудне Смоленской области живёт поэт Виктор Кудрявцев, лауреат литературной премии имени Александра Твардовского.
Из его биографии знаю, что Виктор Васильевич работал на заводе, в сельском Доме культуры и в районной газете. Знаю также о руководимом им — старейшим на Смоленщине — литературном объединении «Современник».
Публикуется он редко.
Летом 2013 года подборка его стихотворений — а пишет он преимущественно верлибром, нерифмованным стихом, — появилась в столичном журнале «Новый мир».
…Пронзительные тревожные сцены из нашей жизни и судьбы автора, преображённые его живописным даром. А вот и — из мыслей вслух, что ли:
Мало того,
что в собственной стране
и поём,
и говорим,
и пишем
на скверном
чужеземном языке,
так теперь ещё
и восхищаться стали
не по-русски —
вау! —
любой
несусветной глупостью.
А русский мужик
построит,
бывало,
голыми руками
собор белокаменный
или другое какое
диво дивное,
почешет удивлённо
лохматую головушку:
«Лепота-а-а!»,
да и сиганёт
с колокольни
на самодельных крыльях.
Виктор Кудрявцев, из стихотворений 2000-х годов.
И тут же — второе. Оно и в новомировской подборке, по-блоковски названной «Под насыпью», — идёт вослед прозвучавшему.
Эти стихи могли быть написаны и сто, и триста лет тому назад, ну, может, Новый год был бы заменён Рождеством.
У каждого дерева
тоже есть своя судьба,
своё предназначение.
Одно
согревает усталого путника,
весело потрескивая
в полуночном костре,
другое
украшает своей смертью
новогодний праздник,
третьему
суждено стать грот-мачтой,
несущей паруса
флагманского корабля…
Из этого
вытесали грубый крест
и подняли над Голгофой.
Знаю, что там, на Смоленщине, Кудрявцев занимается просветительством и подвижничеством. Он составил несколько поэтических антологий; в библиофильской серии «Серебряный пепел» выпустил два десятка книг малоизвестных и забытых поэтов Серебряного века и Русского Зарубежья.
Автор единственной поэтической книги «Тварь беззащитная» Виктор Кудрявцев почти не известен здесь, в «центре».
Тем ценнее наше сегодняшнее знакомство.
Все выпуски программы Рифмы жизни
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема