
...Я хорошо помню, как поэт Владимир Костров получал весной 2018-го года Патриаршую литературную премию. Из всех, выходящих тогда на сцену Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, он казался — да и был, видимо —самым старшим: девятый десяток лет.
С осени 2022-го дорогой моему сердцу Владимир Андреевич Костров пребывает в вечности...
Годами я встречал его в подмосковном писательском городке Переделкино, где когда-то творили Борис Пастернак, Корней Чуковский, Леонид Леонов, Евгений Евтушенко и многие, многие другие.
Костров был одним из немногих, кто своим переделкинским жительством поддерживал репутацию нашего ветшающего посёлка — именно как пристанища литературной жизни.
...Кстати, современное Переделкино нет-нет да и «забредало» в лирику, где местная речка Сетунь могла неожиданно, по воле автора, передать свой поклон — псковской речушке Сороти, чьё имя уже два столетия рифмуется с пушкинским Михайловским:
Года идут с неумолимой скоростью,
Не получается благополучие.
Но в междуречьи Се́туни и Со́роти
Мне слышатся и чудятся созвучия.
Казалось бы, уж столько отмахали мы,
Но жизнь полна забавными проделками.
А если б Пушкин по пути в Михайловское
Ошибся и заехал в Переделкино?
И обязал нас —
Каждого по совести —
На Сетуни работать
И на Сороти.
Владимир Костров, «Года идут с неумолимой скоростью...», 2013-й год, из книги избранной лирики «На Великой равнине».
...Не могу не напомнить себе и слушателю, что поэт и переводчик Владимир Костров — подлинный, если можно так сказать, ветеран отечественной словесности.
Его читатель сложился ещё в 1960-х, на его лирические стихи писали песни наши ведущие композиторы, годы своей жизни он отдал журналу «Новый мир».
Из года в год он служил светлому имени Пушкина (председательствовал в Международном Пушкинском комитете)...
Но главное — Владимир Андреевич Костров продолжал, поднимаясь — если можно так сказать — всё выше и выше — писать свою лирику: нежную, горькую, гражданскую, поминальную.
Среди тех, кому посвящены его стихотворения — композитор Георгий Свиридов и прозаик Василий Белов, поэт Рубцов и первый наш космонавт Юрий Гагарин.
И всегда — это очень личное, пронзительное, обращённое от души к душе — движение сердца и слова.
С середины 1980-х в поэзии Владимира Кострова — то открыто, то прикровенно — звучат духовные ноты. ...Вот — из его позднего, исповедального.
Эти стихи, друзья, признаюсь вам, меня необыкновенно тронули:
Завершаю жизненную драму,
Веря в Вифлеемскую звезду.
К ближнепеределкинскому храму
Переулком из дому иду.
По дороге беспризорный щеник
Прихожан бесчувствием корит.
В этом храме старенький священник
Тихую молитву говорит.
Я молюсь на Бога-Человека.
Он мне указал на свет и тьму
И не дал за творческих полвека
Надоесть народу своему.
Никакой я вовсе не вития.
Плосок мир. Ломать его нельзя.
И в меня вонзает Византия
Чёрные сионские глаза.
Вновь в тысячелетиях не лишний.
В центре мира — мать сыра земля.
Рядышком смиренное кладбище,
Где лежат мои учителя.
Глубину земли нельзя измерить,
На свечах сердечки из огня.
Я пришёл надеяться и верить.
Родина моя, прости меня!
Владимир Костров, «Завершаю жизненную драму...», 2009-й год, из книги избранной лирики «На Великой равнине».
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема