В губернаторской приемной, куда любой горожанин мог прийти со своими проблемами и нуждами, Владимир Андреевич каждому уделял личное внимание. Человек, заботу которого о Москве называли отеческой, сделал многое для ее стремительного развития: при Владимире Андреевиче здесь появились новые мосты, больницы, торговые ряды и другие важные объекты инфраструктуры.
Военный опыт Владимира Андреевича Долгорукова включил в себя его участие в Русско-Польской Войне 1830-го года, службу на Кавказе. Ушел Владимир Андреевич в отставку в чине полковника, награжденный рядом орденов и других регалий. Уже в возрасте 55 лет Владимир Андреевич получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы, города, который он по праву называл своим домом.
Как связано имя Владимира Андреевича Долгорукова с Храмом Христа Спасителя? И какими словами его вспоминали москвичи?

Князь Владимир Андреевич Долгоруков служил генерал-губернатором Москвы во второй половине 19-го века. Четверть столетия он управлял огромным городом. В народе Долгорукова называли московским Красным Солнышком, отцом и хозяином Москвы. В этих словах не было ни капли лести. Такое уважение и любовь москвичей князь Владимир Долгоруков заслужил исключительно своими делами.
Прежде, чем стать московским градоначальником, Долгоруков с честью послужил Отечеству на военном поприще. Участвовал в Русско-Польской войне 1830-го года. Воевал на Кавказе. В отставку ушёл в чине полковника, с наградами — орденами Святого Владимира и Святого Георгия 4-й степени. Владимиру Андреевичу исполнилось 55 лет, когда он получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы. Бразды правления родным городом Долгоруков принял с благоговением. Ведь не кто иной, как его далёкий предок, князь Юрий Долгорукий, основал в 12-м веке Москву. Белокаменная была для Владимира Андреевича домом. А её жители — домочадцам, близкими людьми.
Без преувеличения, любой горожанин мог прийти к Долгорукову со своими проблемами, бедами и нуждами. Приёмная в губернаторском особняке никогда не пустовала. С каждым посетителем градоначальник беседовал лично. И мог заставить какого-нибудь сиятельного графа дожидаться аудиенции до глубокой ночи, пока не поговорит с простыми москвичами — купцами, ремесленниками, рабочими. Все просьбы Владимир Андреевич тщательно записывал, и старался исполнить. Если что-то невозможно было сделать за счёт городской казны — помогал из собственного кармана. Так, например, Долгоруков учредил именную стипендию для молодого талантливого художника Исаака Левитана. Внёс большой вклад в строительство Народного театра. Его забота о москвичах была без всякого преувеличения отеческой. Сохранились свидетельства о том, что Долгоруков не раз мирил супругов, которые намеревались развестись. Семейные и духовные ценности московский генерал-губернатор считал основой благополучной и спокойной жизни горожан. При нём в Москве царил в хорошем смысле слова патриархальный, идиллический уклад.
При этом город стремительно развивался. Именно при Долгорукове в Москве появились Политехнический и Исторический музеи. Через Москву-реку протянулись новые мосты — Крымский, Москворецкий, Бородинский. Открылись знаменитые Торговые ряды — современный ГУМ. На улицах города зажглись сначала газовые, а затем и электрические фонари. По мостовым загрохотала — «конка» — конный трамвай, принципиально новый по тем временам вид общественного транспорта. Владимир Андреевич построил в Москве десятки новых больниц и родильных домов, сиротских приютов. На Арбате по его указу открылась амбулатория, в которой бесплатно лечили бедняков. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Долгоруков открыл сбор пожертвований, которые Москва направила на поддержку флота и снаряжение двух санитарных поездов. В городе открылся большой госпиталь для раненых.
Ещё одно большое дело совершил генерал-губернатор. Его стараниями был, наконец, достроен и освящён Храм Христа Спасителя, который до этого простоял в строительных лесах 44 года! Именно там в августе 1890-го прошло торжественное Богослужение по случаю 25-летия губернаторства Владимира Андреевича. Когда князь выходил из храма после литургии, его обступил народ. Люди выкрикивали слова благодарности и желали Долгорукову доброго здравия. Увы, здоровье всё чаще стало подводить градоначальника. Да и возраст был уже почтенный — 80 лет. В 1891 году Долгоруков вышел в отставку. И через несколько месяцев скончался. Оплакивала князя вся Москва. Справедливый, великодушный, человеколюбивый — такими словами вспоминали его москвичи. Таким он остался в истории столицы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер