В губернаторской приемной, куда любой горожанин мог прийти со своими проблемами и нуждами, Владимир Андреевич каждому уделял личное внимание. Человек, заботу которого о Москве называли отеческой, сделал многое для ее стремительного развития: при Владимире Андреевиче здесь появились новые мосты, больницы, торговые ряды и другие важные объекты инфраструктуры.
Военный опыт Владимира Андреевича Долгорукова включил в себя его участие в Русско-Польской Войне 1830-го года, службу на Кавказе. Ушел Владимир Андреевич в отставку в чине полковника, награжденный рядом орденов и других регалий. Уже в возрасте 55 лет Владимир Андреевич получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы, города, который он по праву называл своим домом.
Как связано имя Владимира Андреевича Долгорукова с Храмом Христа Спасителя? И какими словами его вспоминали москвичи?

Князь Владимир Андреевич Долгоруков служил генерал-губернатором Москвы во второй половине 19-го века. Четверть столетия он управлял огромным городом. В народе Долгорукова называли московским Красным Солнышком, отцом и хозяином Москвы. В этих словах не было ни капли лести. Такое уважение и любовь москвичей князь Владимир Долгоруков заслужил исключительно своими делами.
Прежде, чем стать московским градоначальником, Долгоруков с честью послужил Отечеству на военном поприще. Участвовал в Русско-Польской войне 1830-го года. Воевал на Кавказе. В отставку ушёл в чине полковника, с наградами — орденами Святого Владимира и Святого Георгия 4-й степени. Владимиру Андреевичу исполнилось 55 лет, когда он получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы. Бразды правления родным городом Долгоруков принял с благоговением. Ведь не кто иной, как его далёкий предок, князь Юрий Долгорукий, основал в 12-м веке Москву. Белокаменная была для Владимира Андреевича домом. А её жители — домочадцам, близкими людьми.
Без преувеличения, любой горожанин мог прийти к Долгорукову со своими проблемами, бедами и нуждами. Приёмная в губернаторском особняке никогда не пустовала. С каждым посетителем градоначальник беседовал лично. И мог заставить какого-нибудь сиятельного графа дожидаться аудиенции до глубокой ночи, пока не поговорит с простыми москвичами — купцами, ремесленниками, рабочими. Все просьбы Владимир Андреевич тщательно записывал, и старался исполнить. Если что-то невозможно было сделать за счёт городской казны — помогал из собственного кармана. Так, например, Долгоруков учредил именную стипендию для молодого талантливого художника Исаака Левитана. Внёс большой вклад в строительство Народного театра. Его забота о москвичах была без всякого преувеличения отеческой. Сохранились свидетельства о том, что Долгоруков не раз мирил супругов, которые намеревались развестись. Семейные и духовные ценности московский генерал-губернатор считал основой благополучной и спокойной жизни горожан. При нём в Москве царил в хорошем смысле слова патриархальный, идиллический уклад.
При этом город стремительно развивался. Именно при Долгорукове в Москве появились Политехнический и Исторический музеи. Через Москву-реку протянулись новые мосты — Крымский, Москворецкий, Бородинский. Открылись знаменитые Торговые ряды — современный ГУМ. На улицах города зажглись сначала газовые, а затем и электрические фонари. По мостовым загрохотала — «конка» — конный трамвай, принципиально новый по тем временам вид общественного транспорта. Владимир Андреевич построил в Москве десятки новых больниц и родильных домов, сиротских приютов. На Арбате по его указу открылась амбулатория, в которой бесплатно лечили бедняков. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Долгоруков открыл сбор пожертвований, которые Москва направила на поддержку флота и снаряжение двух санитарных поездов. В городе открылся большой госпиталь для раненых.
Ещё одно большое дело совершил генерал-губернатор. Его стараниями был, наконец, достроен и освящён Храм Христа Спасителя, который до этого простоял в строительных лесах 44 года! Именно там в августе 1890-го прошло торжественное Богослужение по случаю 25-летия губернаторства Владимира Андреевича. Когда князь выходил из храма после литургии, его обступил народ. Люди выкрикивали слова благодарности и желали Долгорукову доброго здравия. Увы, здоровье всё чаще стало подводить градоначальника. Да и возраст был уже почтенный — 80 лет. В 1891 году Долгоруков вышел в отставку. И через несколько месяцев скончался. Оплакивала князя вся Москва. Справедливый, великодушный, человеколюбивый — такими словами вспоминали его москвичи. Таким он остался в истории столицы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема