В губернаторской приемной, куда любой горожанин мог прийти со своими проблемами и нуждами, Владимир Андреевич каждому уделял личное внимание. Человек, заботу которого о Москве называли отеческой, сделал многое для ее стремительного развития: при Владимире Андреевиче здесь появились новые мосты, больницы, торговые ряды и другие важные объекты инфраструктуры.
Военный опыт Владимира Андреевича Долгорукова включил в себя его участие в Русско-Польской Войне 1830-го года, службу на Кавказе. Ушел Владимир Андреевич в отставку в чине полковника, награжденный рядом орденов и других регалий. Уже в возрасте 55 лет Владимир Андреевич получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы, города, который он по праву называл своим домом.
Как связано имя Владимира Андреевича Долгорукова с Храмом Христа Спасителя? И какими словами его вспоминали москвичи?
Князь Владимир Андреевич Долгоруков служил генерал-губернатором Москвы во второй половине 19-го века. Четверть столетия он управлял огромным городом. В народе Долгорукова называли московским Красным Солнышком, отцом и хозяином Москвы. В этих словах не было ни капли лести. Такое уважение и любовь москвичей князь Владимир Долгоруков заслужил исключительно своими делами.
Прежде, чем стать московским градоначальником, Долгоруков с честью послужил Отечеству на военном поприще. Участвовал в Русско-Польской войне 1830-го года. Воевал на Кавказе. В отставку ушёл в чине полковника, с наградами — орденами Святого Владимира и Святого Георгия 4-й степени. Владимиру Андреевичу исполнилось 55 лет, когда он получил назначение на пост генерал-губернатора Москвы. Бразды правления родным городом Долгоруков принял с благоговением. Ведь не кто иной, как его далёкий предок, князь Юрий Долгорукий, основал в 12-м веке Москву. Белокаменная была для Владимира Андреевича домом. А её жители — домочадцам, близкими людьми.
Без преувеличения, любой горожанин мог прийти к Долгорукову со своими проблемами, бедами и нуждами. Приёмная в губернаторском особняке никогда не пустовала. С каждым посетителем градоначальник беседовал лично. И мог заставить какого-нибудь сиятельного графа дожидаться аудиенции до глубокой ночи, пока не поговорит с простыми москвичами — купцами, ремесленниками, рабочими. Все просьбы Владимир Андреевич тщательно записывал, и старался исполнить. Если что-то невозможно было сделать за счёт городской казны — помогал из собственного кармана. Так, например, Долгоруков учредил именную стипендию для молодого талантливого художника Исаака Левитана. Внёс большой вклад в строительство Народного театра. Его забота о москвичах была без всякого преувеличения отеческой. Сохранились свидетельства о том, что Долгоруков не раз мирил супругов, которые намеревались развестись. Семейные и духовные ценности московский генерал-губернатор считал основой благополучной и спокойной жизни горожан. При нём в Москве царил в хорошем смысле слова патриархальный, идиллический уклад.
При этом город стремительно развивался. Именно при Долгорукове в Москве появились Политехнический и Исторический музеи. Через Москву-реку протянулись новые мосты — Крымский, Москворецкий, Бородинский. Открылись знаменитые Торговые ряды — современный ГУМ. На улицах города зажглись сначала газовые, а затем и электрические фонари. По мостовым загрохотала — «конка» — конный трамвай, принципиально новый по тем временам вид общественного транспорта. Владимир Андреевич построил в Москве десятки новых больниц и родильных домов, сиротских приютов. На Арбате по его указу открылась амбулатория, в которой бесплатно лечили бедняков. Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Долгоруков открыл сбор пожертвований, которые Москва направила на поддержку флота и снаряжение двух санитарных поездов. В городе открылся большой госпиталь для раненых.
Ещё одно большое дело совершил генерал-губернатор. Его стараниями был, наконец, достроен и освящён Храм Христа Спасителя, который до этого простоял в строительных лесах 44 года! Именно там в августе 1890-го прошло торжественное Богослужение по случаю 25-летия губернаторства Владимира Андреевича. Когда князь выходил из храма после литургии, его обступил народ. Люди выкрикивали слова благодарности и желали Долгорукову доброго здравия. Увы, здоровье всё чаще стало подводить градоначальника. Да и возраст был уже почтенный — 80 лет. В 1891 году Долгоруков вышел в отставку. И через несколько месяцев скончался. Оплакивала князя вся Москва. Справедливый, великодушный, человеколюбивый — такими словами вспоминали его москвичи. Таким он остался в истории столицы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России