
Фото: thecactusena / Pexels
Народный артист России Вячеслав Михайлович Невинный сыграл более сорока ролей в театре и сотню — в кино. И всё же главным своим призванием актёр считал не сцену, а семью: сорок четыре года, до самой смерти, он был любящим, заботливым и верным мужем для своей единственной супруги
С будущей женой, актрисой МХАТа Ниной Ивановной Гуляевой, Вячеслав познакомился в 1959 году. Он только что поступил в театральную труппу. Коллеги отзывались о нем как о молодом таланте. Но Нина поначалу не обращала внимания на новичка. А Вячеслав Невинный сразу её разглядел. Однажды в театре ставили пьесу «Три толстяка». Вячеслав не был занят в постановке. Но приходил на каждую репетицию. Сидел в зрительном зале, и глаз не сводил с маленькой, хрупкой Нины, которая исполняли роль куклы Суок. А потом смотрел, как она убегала домой, стуча каблучками по коридору. Вячеславу так хотелось окликнуть её, остановить, сказать что-нибудь приятное. Но ведь они даже не были знакомы... Вскоре Вячеслав всё-таки нашёл способ обратить на себя внимание девушки. На очередной репетиции «Трёх толстяков» Невинный обратился к режиссёру с просьбой «озвучить» куклу Суок. «Она ведь механическая. Значит, должны быть соответствующие звуки», — предложил актёр. И тут же виртуозно изобразил характерные шумы и скрипы. Так Невинный стал частью спектакля и получил возможность познакомиться с Ниной.
Гуляева вспоминает, как после одной из таких совместных репетиций, распрощавшись с коллегами, она, как обычно шла по коридору к служебному выходу. И вдруг услышала, как кто-то негромко её окликнул. Обернулась, и увидела Вячеслава. Он широко улыбался и протягивал ей конфету. «Слава был таким искренним, светлым, как ребёнок. И улыбка у него была лучезарная», — рассказывает актриса в одном из интервью.
Коллеги, между тем, стали поговаривать: а Невинный-то влюбился! Вячеслав их не разубеждал. И только Нина, казалось, ничего не замечала. Ей было не до ухаживаний — она переживала развод с первым мужем, которого много лет пыталась вытащить из омута пьянства. Женщина испробовала все способы, чтобы спасти супруга, но однажды, когда в помутнении рассудка тот бросился на неё с ножом, поняла, что исправить ничего нельзя.
И вот, как-то раз, в морозный зимний вечер, выходя из Дома Радио, где она участвовала в радиоспектакле, Нина увидела на улице Вячеслава. Он стоял, запорошенный снегом и едва не стучал зубами. «Что ты здесь делаешь?», — удивилась Нина. «Жду тебя, — побелевшими от холода губами ответил Невинный. — Хотел до дома проводить — темно ведь уже». В другой раз Вячеслав провожал Нину из театра. Посадил на троллейбус, помахал рукой. А когда девушка вышла на своей остановке, её встречал... Невинный с розами! Ему пришла в голову мысль подарить Нине цветы — он купил букет, взял такси и обогнал троллейбус.
Через несколько дней в буфете МХАТа Нина Гуляева отмечала свой день рождения. Подошёл взволнованный Вячеслав. Отозвал девушку в сторонку, взял за руку... и надел ей на палец кольцо. «Ниночка, я хочу, чтобы ты стала моей женой, хочу, чтобы у нас с тобой были дети!»
Они поженились в 1965 году. Родился сын, которого Нина в честь мужа назвала Вячеславом. Супруги расставались редко — были вместе и дома, и в театре. И перед каждым спектаклем оставляли друг другу в гримёрках записки с нежными словами. Вместе они пришли к вере — уже в зрелом возрасте. Хотя Нина Ивановна была крещена в детстве, а Вячеслав Михайлович крестился в 2009 году вместе со своей внучкой. «Бог дал нам со Славой чудесную жизнь, полную любви», — так Нина Ивановна говорит о тех сорока четырёх годах, что прожила рядом с любимым супругом.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело