— Ну как вы, Маргарита Константиновна?
— Полегче уже, Андрей Борисович. Я таблетку выпила, сейчас пройдёт. Вы не переживайте, это просто аллергия.
— На цветение?
— Да на все растения подряд, судя по анализам.
— Может быть, в гостиницу вернёмся?
— Ну уж нет! Не для того мы в Зарайск на денёк приехали, чтоб вот так сразу из Кремля сбежать. Мы уже вошли в музей-заповедник, так давайте его исследовать. Здесь, говорят, великолепная коллекция живописи.
— Да, и на одно произведение я хотел бы особо обратить ваше внимание. Пойдёмте, это вот в том зале. А пока идём, можно я спрошу — у вас какое любимое время года?
— Учитывая мой новый недуг, я теперь должна любить суровую зиму, когда всё живое вымерзает. А почему вы интересуетесь?
— Потому что художника, работу которого вы сейчас увидите, называют певцом весны. Я честно говоря, думал, что и вам особенно по душе этот прекрасный сезон. Вот, посмотрите — Витольд Бялыницкий-Бируля, «Ранняя весна»!
— Нежный, прозрачный, чистый пейзаж! Сиреневые тени берёз на осевшем снегу, хрупкие ветки просыпающихся деревьев, стылая синь озера, которое только что освободилось ото льда. До появления листьев ещё далеко, но воздух напоён солнцем, и значит, жизнь скоро будет торжествовать победу над ледяным пленом. В картине чувствуется рука зрелого человека, который не раз внимательно наблюдал воскрешение природы в марте.
— Да, Витольд Каэтанович написал этот этюд в 1953 году, ему на тот момент исполнился восемьдесят один год!
— Какая долгая творческая жизнь!
— Очень, особенно если учесть, что уже в двадцать лет Бялыницкий-Бируля был известен как талантливый пейзажист. Именно тогда Павел Третьяков приобрёл его картину для своей галереи. И сам Левитан отдавал должное таланту юноши.
— Бялыницкий-Бируля учился у Левитана?
— Они дружили. Главное, чему Левитан научил младшего товарища, — это умение слышать природу.
— Слышать в смысле образном?
— А вот судите сами, в каком. Витольд Каэтанович написал, например, в дневнике такие строки: «Какая бы тихая ни была ночь, но перед рассветом одинокая осина, стоящая на опушке леса, обязательно прошепчет свою молитву».
— Редкая способность чувствовать созвучие Богом созданной красоты и своего сердца.
— Художник и весну любил за то, что она не просто радует взгляд, но даёт яркий и утешительный пример благих перемен, дарит человеку надежду начать новую жизнь, стать лучше.
— Наверное, потому и весенний пейзаж Витольда Бялыницкого-Бирули настолько хорош, что живописец смог передать в нём свои переживания. Смотришь на картину «Ранняя весна» и чувствуешь, что обновление возможно не только для природы, но и для души человеческой. И радуешься светлому времени года, забыв про невзгоды и болезни, и черпаешь в нём силы к жизни.
«Картину Витольда Бялыницкого-Бирули «Ранняя весна» можно увидеть в государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.