Хоровой дирижёр Виктор Сергеевич Попов, обладатель множества отечественных наград, кавалер французского Ордена искусств, руководил Большим детским хором Гостелерадио СССР. Песни «Прекрасное далёко», «Крылатые качели» в исполнении легендарного музыкального коллектива и сегодня радуют многих людей.
О Викторе Сергеевиче его ученики говорили, что он «дирижировал душами». Драматург Михаил Садовский с восхищением отмечал умение своего друга, Виктора Сергеевича Попова, из каждого номера делать событие, спектакль, праздник. Виктор Сергеевич также был настоящим бессребреником: заработанное он считал общим достоянием и при необходимости без промедления раздавал свои гонорары членам коллектива и помощникам.
Какую давнюю мечту воплотил гениальный дирижер в 1991 году, организовав Академию хорового искусства на базе Московского хорового училища?
«Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» — эти нестареющие песни в исполнении звонких ребячьих голосов слышал, конечно, каждый. Большой детский хор Гостелерадио СССР — легендарный музыкальный коллектив — в народе называли не иначе как «хором Попова». Его основателя и художественного руководителя, Виктора Сергеевича Попова — народного артиста Советского Союза, хорового дирижёра, педагога, кавалера французского Ордена искусств и множества отечественных наград — коллеги называли служителем музыки. Жизнь Виктора Сергеевича, действительно, была служением — зрителям, ученикам и всем тем, кому его творчество приносило радость.
1979 год. Концерт Большого детского хора в Комсомольске-на Амуре. В самый разгар выступления вдруг отключилось электричество. Музыкальные инструменты замолчали. Зрители заволновались. Но Виктор Сергеевич Попов тихонько сказал: «Ребята, продолжаем». Сорок минут в полной темноте хор а капелла исполнял народные песни. Когда свет, наконец, дали, зал взорвался аплодисментами.
«Он дирижировал душами», — говорят ученики Попова. Виктор Сергеевич не просто руководил коллективом — он жил им. Занятия, записи, эфиры, концерты, гастроли, поиск репертуара, сотрудничество с композиторами — на самого себя у Виктора Сергеевича порой не оставалось свободной минуты. И Большой детский хор Гостелерадио в буквальном смысле звучал на всю страну. Однажды на концерте хора побывал знаменитый дирижёр и пианист Евгений Светланов. Не дождавшись Попова, которого публика никак не отпускала со сцены, Евгений Фёдорович оставил ему записку: «Многочтимый, дорогой, уникальный Виктор Сергеевич! Спасибо Вам за титанический труд. Он по достоинству был всеми оценён на концерте. Да хранит Вас Господь! Да продлит он Ваши дни на радость всем».
При всей популярности коллектива, Виктор Сергеевич был настоящим бессребреником. Большую часть своих заработков он тратил на нужды хора. Например, после гастролей коллектива в Японии Попов получил от импресарио свой гонорар и тут же раздал помощникам: осветителям, звукорежиссёрам, уборщикам. «Они получили меньше, чем я, а сделали такое же большое дело», — объяснил Виктор Сергеевич свой поступок своему импресарио, который каким-то образом обо всём узнал. Заработанное он считал общим достоянием.
Друг Попова, писатель, поэт и драматург Михаил Садовский вспоминал: «Про репертуар Большого детского хора говорили — „Песни Попова“, забыв о композиторах и поэтах. И те нисколько на это не обижались». Садовский с восхищением говорил об умении Виктора Сергеевича из каждого номера сделать событие, спектакль, праздник.
В 1991 году на базе Московского хорового училища Виктор Сергеевич организовал Академию хорового искусства и мужской хор. С этим коллективом дирижёр воплотил свою давнюю мечту — стал выступать с духовными произведениями, такими, как «Всенощное бдение» Рахманинова, оратория «Христос» Ференца Листа, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева. Под руководством Попова мужской хор Академии неоднократно исполнял божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста на музыку разных композиторов.
«Когда человек начинает петь, его душа наполняется, и он другими глазами начинает смотреть на жизнь», — говорил дирижёр Виктор Сергеевич Попов. Песню он называл душой русского человека. И добавлял: «Когда видишь поющих людей, их светлые лица, — понимаешь, что ты счастливый человек».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый народ в истории выстраивал отношения с Богом по-своему. Это, естественно, оказывало влияние на историю, культуру и мировоззрение людей. Но означает ли это, что, рождаясь в одном народе, человек оказывается ближе к спасению, тогда как рождаясь в другом, дальше от него? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу. Давайте его послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Многим людям, к какому бы народу они себя ни относили, свойственна одна и та же черта. Они готовы критиковать те или иные черты своих соплеменников, готовы признавать исторические ошибки и сложности характера... Но всё это делать только тогда, когда они сами об этом говорят, когда критикуют своё, родное. Когда критикой занимается кто-то другой, они спорят и защищают своих, даже если внутренне понимают правоту говорящего. Думаю, причина такого поведения в том, что когда человек позволяет себе критиковать своё, он знает, что несмотря на критику, любит то, о чём говорит. В критике со стороны он чувствует подвох, враждебность и отсутствие любви, почему и не хочет с ней соглашаться.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тита управлять вверенной ему Критской церковью. Причём часть инструкций апостола современного человека может смутить. Одно дело рассказывать, какими должны быть епископы, священники, диаконы и совсем другое — подробно описывать нелицеприятные черты жителей Крита. Понимая всю сложность такой критики, апостол цитирует слова местного критского прорицателя, который не скупился в выражениях, говоря о своих соплеменниках. Для апостола было важно, чтобы Тит понимал, что ему придётся иметь дело с людьми привыкшим к распрям и праздности. Но для нас важно другое: говоря всё это, апостол стремился к их спасению. Он проповедовал на Крите и основал там Церковь, которая в истории прославилась множеством святых. Задумываясь о параллелях, мы можем вспомнить, что Нестор-летописец тоже находит в жизни славян, о которых говорит, нелицеприятные черты. Однако и они в итоге стали христианами, и славянские Церкви явили удивительные примеры святости. У любого народа, как и любого человека, есть своеобразные, характерные для него черты. Однако принимая евангельскую весть, люди оказываются способны к подлинным переменам в своей жизни.
Легче ли нам, наследникам тысячелетней христианской культуры, прийти к спасению, чем тем, кто узнал Христа недавно. Отчасти да, потому что некоторые нравственные или вероучительные вещи буквально вшиты в культуру. Но это же может и помешать, ведь многим кажется, что они и так всё знают. В свою очередь те, кто только приходят к вере, многого не понимают, зато они с трепетом стремятся к знанию и новому опыту.
Так или иначе, за столетия в истории критян, как и в истории славян, многое изменилось, и жизнь этих народов была просвещена светом Евангелия. С благодарностью задумываясь об их выборе, будем помнить, что, по словам Спасителя, кому много дано, с того много и спросится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы рая и ада». Священник Александр Сатомский
В этой программе вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» и говорили о том, какие практические моменты в духовной жизни христианина скрываются за аллегорическими образами ада и рая в этом произведении.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское отношение к новогодним праздникам». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
В первый день года мы говорили о христианском отношении к новогодним праздникам, подведению итогов и планам на будущее.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер