— Андрей, как же я люблю музеи-усадьбы за их домашнюю атмосферу! Вот и здесь, в Саратове, мы как будто пришли в гости к Виктору Борисову-Мусатову. Кажется, что сам воздух в комнатах помнит художника.
— Так и есть, Алла. Этот маленький флигель построили родители живописца в 1891 году. Борисов-Мусатов здесь написал многие свои полотна. В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «Осенний мотив».
— Очень романтичная картина. Сад сияет красными осенними листьями. Девушка сидит на террасе. Напротив неё юноша, он низко опустил голову. Молодые люди не смотрят друг на друга, молчат. И кажется, что откуда-то слышны звуки клавесина. Удачное название придумал художник для своей работы — «Осенний мотив».
— Удачное, не поспоришь. Многие полотна Борисова-Мусатова похожи на баллады — пронизанные музыкой истории о любви.
— Во всяком случае, картина «Осенний мотив» — именно такая! Интересно, кто на ней изображён?
— Для этой работы Борисову-Мусатову позировала родная сестра, Елена. Но содержание полотна с её жизнью никак не связано.
— Чью же историю зарисовал художник?
— Он запечатлел здесь не историю, а скорее настроение. Виктор с юных лет грезил гармонией идеальной любви, единением двух душ, созданных друг для друга. И можно сказать, что картина «Осенний мотив» символизирует Встречу с большой буквы.
— А где здесь символы?
— Самые очевидные — одежда персонажей. Героиня «Осеннего мотива» одета по моде первой половины девятнадцатого века. Борисов-Мусатов говорил, что женщина в старинном платье кажется не от мирной, она похожа на облака и деревья. Художник представил на картине «Осенний мотив» девушку с нежной душой и чистыми идеалами.
— Это образ пушкинской Татьяны Лариной или тургеневской Лизы Калитиной?
— Совершенно верно! А юноша в старинном камзоле и напудренном парике — персонаж из восемнадцатого столетия. Это период формирования дворянского этикета, художник называл его временем благородства. По мировосприятию герои картины — словно две части одного целого.
— Идеальные персонажи из разных эпох? А как же их Встреча с большой буквы?
— Борисов-Мусатов считал встречу двух половинок невероятным чудом и сомневался, что оно возможно в этом мире. В символах он поделился со зрителями и своими чаяниями, и опасениями.
— Андрей, а может быть, художник просто переживал, что сам не сможет найти невесту по сердцу? В каком возрасте он написал «Осенний мотив»?
— Это 1899 год, значит Борисову-Мусатову двадцать девять лет. Он в это время не был женат и действительно, опасался, что не встретит ту единственную. Для этого имелись основания — в детстве Виктор получил травму позвоночника и с тех пор на всю жизнь остался горбатым.
— Но он был талантлив и романтичен.
— А также благороден, обаятелен и чистосердечен. Современник Борисова-Мусатова, публицист Александр Фёдоров говорил, что у Виктора душа была прозрачная, как весеннее небо. И нашлась девушка, которая полюбила художника, её звали Елена Александрова. В 1903 году она стала женой Борисова-Мусатова, его помощницей, спутницей, музой.
— Значит, невероятная встреча двух сердец, обозначенная на полотне «Осенний мотив», всё-таки состоялась.
— Одной лишь встречи мало. Счастливый союз — это всегда труд. В браке человек проходит сквозь череду испытаний, учится терпеть, уступать, прощать. И любовь Виктора и Елены с годами стала ярче и сильней, чем первое трепетное чувство. На картине «Осенний мотив» Борисов-Мусатов обозначил надежду на такое счастье, а потом смог и в реальной жизни приобщиться к чуду любви.
«Картину Виктора Борисова-Мусатова „Осенний мотив“ можно увидеть в Саратовском музее-усадьбе художника».
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 октября. О значении слов о Христе из Послания апостола Павла к филиппийцам

В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова о Христе: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
О значении этих слов – священник Вадим Бондаренко.
Все выпуски программы Актуальная тема