— Андрей, как же я люблю музеи-усадьбы за их домашнюю атмосферу! Вот и здесь, в Саратове, мы как будто пришли в гости к Виктору Борисову-Мусатову. Кажется, что сам воздух в комнатах помнит художника.
— Так и есть, Алла. Этот маленький флигель построили родители живописца в 1891 году. Борисов-Мусатов здесь написал многие свои полотна. В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «Осенний мотив».
— Очень романтичная картина. Сад сияет красными осенними листьями. Девушка сидит на террасе. Напротив неё юноша, он низко опустил голову. Молодые люди не смотрят друг на друга, молчат. И кажется, что откуда-то слышны звуки клавесина. Удачное название придумал художник для своей работы — «Осенний мотив».
— Удачное, не поспоришь. Многие полотна Борисова-Мусатова похожи на баллады — пронизанные музыкой истории о любви.
— Во всяком случае, картина «Осенний мотив» — именно такая! Интересно, кто на ней изображён?
— Для этой работы Борисову-Мусатову позировала родная сестра, Елена. Но содержание полотна с её жизнью никак не связано.
— Чью же историю зарисовал художник?
— Он запечатлел здесь не историю, а скорее настроение. Виктор с юных лет грезил гармонией идеальной любви, единением двух душ, созданных друг для друга. И можно сказать, что картина «Осенний мотив» символизирует Встречу с большой буквы.
— А где здесь символы?
— Самые очевидные — одежда персонажей. Героиня «Осеннего мотива» одета по моде первой половины девятнадцатого века. Борисов-Мусатов говорил, что женщина в старинном платье кажется не от мирной, она похожа на облака и деревья. Художник представил на картине «Осенний мотив» девушку с нежной душой и чистыми идеалами.
— Это образ пушкинской Татьяны Лариной или тургеневской Лизы Калитиной?
— Совершенно верно! А юноша в старинном камзоле и напудренном парике — персонаж из восемнадцатого столетия. Это период формирования дворянского этикета, художник называл его временем благородства. По мировосприятию герои картины — словно две части одного целого.
— Идеальные персонажи из разных эпох? А как же их Встреча с большой буквы?
— Борисов-Мусатов считал встречу двух половинок невероятным чудом и сомневался, что оно возможно в этом мире. В символах он поделился со зрителями и своими чаяниями, и опасениями.
— Андрей, а может быть, художник просто переживал, что сам не сможет найти невесту по сердцу? В каком возрасте он написал «Осенний мотив»?
— Это 1899 год, значит Борисову-Мусатову двадцать девять лет. Он в это время не был женат и действительно, опасался, что не встретит ту единственную. Для этого имелись основания — в детстве Виктор получил травму позвоночника и с тех пор на всю жизнь остался горбатым.
— Но он был талантлив и романтичен.
— А также благороден, обаятелен и чистосердечен. Современник Борисова-Мусатова, публицист Александр Фёдоров говорил, что у Виктора душа была прозрачная, как весеннее небо. И нашлась девушка, которая полюбила художника, её звали Елена Александрова. В 1903 году она стала женой Борисова-Мусатова, его помощницей, спутницей, музой.
— Значит, невероятная встреча двух сердец, обозначенная на полотне «Осенний мотив», всё-таки состоялась.
— Одной лишь встречи мало. Счастливый союз — это всегда труд. В браке человек проходит сквозь череду испытаний, учится терпеть, уступать, прощать. И любовь Виктора и Елены с годами стала ярче и сильней, чем первое трепетное чувство. На картине «Осенний мотив» Борисов-Мусатов обозначил надежду на такое счастье, а потом смог и в реальной жизни приобщиться к чуду любви.
«Картину Виктора Борисова-Мусатова „Осенний мотив“ можно увидеть в Саратовском музее-усадьбе художника».
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова