— Андрей, как же я люблю музеи-усадьбы за их домашнюю атмосферу! Вот и здесь, в Саратове, мы как будто пришли в гости к Виктору Борисову-Мусатову. Кажется, что сам воздух в комнатах помнит художника.
— Так и есть, Алла. Этот маленький флигель построили родители живописца в 1891 году. Борисов-Мусатов здесь написал многие свои полотна. В том числе и то, перед которым мы с тобой сейчас стоим — «Осенний мотив».
— Очень романтичная картина. Сад сияет красными осенними листьями. Девушка сидит на террасе. Напротив неё юноша, он низко опустил голову. Молодые люди не смотрят друг на друга, молчат. И кажется, что откуда-то слышны звуки клавесина. Удачное название придумал художник для своей работы — «Осенний мотив».
— Удачное, не поспоришь. Многие полотна Борисова-Мусатова похожи на баллады — пронизанные музыкой истории о любви.
— Во всяком случае, картина «Осенний мотив» — именно такая! Интересно, кто на ней изображён?
— Для этой работы Борисову-Мусатову позировала родная сестра, Елена. Но содержание полотна с её жизнью никак не связано.
— Чью же историю зарисовал художник?
— Он запечатлел здесь не историю, а скорее настроение. Виктор с юных лет грезил гармонией идеальной любви, единением двух душ, созданных друг для друга. И можно сказать, что картина «Осенний мотив» символизирует Встречу с большой буквы.
— А где здесь символы?
— Самые очевидные — одежда персонажей. Героиня «Осеннего мотива» одета по моде первой половины девятнадцатого века. Борисов-Мусатов говорил, что женщина в старинном платье кажется не от мирной, она похожа на облака и деревья. Художник представил на картине «Осенний мотив» девушку с нежной душой и чистыми идеалами.
— Это образ пушкинской Татьяны Лариной или тургеневской Лизы Калитиной?
— Совершенно верно! А юноша в старинном камзоле и напудренном парике — персонаж из восемнадцатого столетия. Это период формирования дворянского этикета, художник называл его временем благородства. По мировосприятию герои картины — словно две части одного целого.
— Идеальные персонажи из разных эпох? А как же их Встреча с большой буквы?
— Борисов-Мусатов считал встречу двух половинок невероятным чудом и сомневался, что оно возможно в этом мире. В символах он поделился со зрителями и своими чаяниями, и опасениями.
— Андрей, а может быть, художник просто переживал, что сам не сможет найти невесту по сердцу? В каком возрасте он написал «Осенний мотив»?
— Это 1899 год, значит Борисову-Мусатову двадцать девять лет. Он в это время не был женат и действительно, опасался, что не встретит ту единственную. Для этого имелись основания — в детстве Виктор получил травму позвоночника и с тех пор на всю жизнь остался горбатым.
— Но он был талантлив и романтичен.
— А также благороден, обаятелен и чистосердечен. Современник Борисова-Мусатова, публицист Александр Фёдоров говорил, что у Виктора душа была прозрачная, как весеннее небо. И нашлась девушка, которая полюбила художника, её звали Елена Александрова. В 1903 году она стала женой Борисова-Мусатова, его помощницей, спутницей, музой.
— Значит, невероятная встреча двух сердец, обозначенная на полотне «Осенний мотив», всё-таки состоялась.
— Одной лишь встречи мало. Счастливый союз — это всегда труд. В браке человек проходит сквозь череду испытаний, учится терпеть, уступать, прощать. И любовь Виктора и Елены с годами стала ярче и сильней, чем первое трепетное чувство. На картине «Осенний мотив» Борисов-Мусатов обозначил надежду на такое счастье, а потом смог и в реальной жизни приобщиться к чуду любви.
«Картину Виктора Борисова-Мусатова „Осенний мотив“ можно увидеть в Саратовском музее-усадьбе художника».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема