
Фото: Michał Parzuchowski/Unsplash
Большое начинается с малого. В литературе справедливость этого древнего афоризма, пожалуй, ярко проиллюстрировал писатель Виктор Астафьев. Одно из его масштабных и многоплановых произведений в самом буквальном смысле началось... с крошечной капли на кончике продолговатого листа ивы. Писатель увидел её в тайге, в родном Красноярском крае. Готовая вот-вот сорваться и упасть вниз, эта капля неожиданно заставила его задуматься о непостоянстве, хрупкости, трепетности бытия и вызвала целый поток глубоких душевных переживаний. Астафьев отразил их в рассказе, который так и назвал: «Капля». Именно он, как признавался позже автор, и повёл за собой остальные главы большой книги, которую Виктор Астафьев выпустил в 1976 году и озаглавил «Царь-рыба».
Двенадцать таёжных новелл, наполненных невообразимой красотой величественной северной природы и чувствами, переживаниями людей, живущих в удивительном краю под названием Сибирь, составили необычное литературное полотно, которое сам писатель назвал «повествованием в рассказах».
Все новеллы в книге объединены между собой. У них одно место действия — бескрайняя сибирская тайга. Общие герои: например, охотник и рыбаком Акимом, который однажды спас заблудившуюся в глухой тайге столичную туристку. Или добрый енисейский бакенщик Павел Егорович, которого автор характеризует как человека, который «сам всё своё отдаст, и всегда слышит даже молчаливую просьбу о помощи». Но при этом каждая из новелл — самостоятельный, отдельный рассказ. И книга составлена так, что начинать читать её можно, по сути, с любого из них.
Но одну новеллу, давшую название всему произведению — «Царь-рыба», Виктор Астафьев явно выделяет на фоне остальных, делая духовным и эмоциональным центром всего произведения. Пронзительная, удивительная и глубокая, она высвечивает главную суть книги. Герой, рассказа — рыбак по имени Игнатьич, не брезгующий браконьерством, однажды ловит в свои сети огромного, невиданного осетра. Из жадности решив не звать на помощь других рыбаков — ведь тогда придётся делиться редкостной добычей, — Игнатьич пытается вытянуть рыбину в одиночку. И... сам попадает в сеть! Оказавшись на волоске от смерти, не чая уже освободиться, вспоминает Игнатьич свою жизнь, раскаивается в грехах. И, освободив душу от тяжёлого груза, неожиданно... получает спасение от неминуемой гибели!
Как примириться с самим собою, с природой и её Создателем, постичь мудрую и простую тайну жизни: быть человеком и любить не только себя, но других людей — об этом размышляет Виктор Астафьев. И о том, что повернуть человеческую душу на путь от зла к добру, от равнодушия к раскаянию способна и маленькая капля на кончике листа, и огромная Царь-рыба.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема