
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
История празднования Пасхи насчитывает почти три с половиной тысячи лет! Само слово Пасха происходит от древнееврейского глагола «песах», имеющего значения «проходить мимо», а также «избавлять», «щадить». В тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей, воспитывавшийся в семье самого фараона, получил от Бога повеление вывести еврейский народ из Египта на свободу. Но перед тем — убедить фараона в необходимости отпустить евреев, долгое время находившихся в рабстве. Правитель Египта отказал Моисею. Тогда на Египет обрушились поочередно девять стихийных бедствий, но и они не вразумили фараона. По-настоящему ужаснуло его только последнее — десятое несчастье — гибель первых по старшинству детей, в том числе — и царского сына. Первенцы в еврейских семьях остались невредимы, поскольку евреи по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенных агнцев. Ангел-истребитель увидел знаки и прошел мимо отмеченных домов Только страшная беда вразумила фараона, и он послушался Моисея.
Бедствие, названное «десятой казнью египетской», случилось в Египте весной, в месяце, называемом евреями нисаном. Он соответствует периоду, длящемуся с середины марта по середину апреля. В Библии сказано, что Бог обратился к Моисею и всему еврейскому народу с такими словами:
«... В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня».
Господь говорил с еврейским, изначально кочевым народом на понятном ему языке. С древних времен пастухи приносили Богу часть главного своего богатства — от овечьих и козьих стад. В благодарность и надежду на милость Божию. Поспешная трапеза в дорожной одежде, с посохом в руках, — это готовность быстро покинуть место, ставшее опасным. То же и пресный, то есть бездрожжевой хлеб — знак поспешности, ведь приготовление квасного хлеба требует куда больше времени. А горькие травы — прямое напоминание о горечи египетского плена. И меченые кровью двери — знак веры в то, что гнев Божий обойдет их дома и поразит только угнетателей. По прошествии веков Сам Иисус Христос скажет: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется». Апостол Пётр напишет: «искуплены вы от суетной жизни драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Так ветхозаветная Пасха стала праздником избавления от рабства еврейского народа, а Новозаветная Пасха — знамением и праздником искупления и освобождения всего человечества от рабства греху. И если некогда первенцы в еврейских семьях были спасены кровью жертвенных агнцев, то христиане обретают вечное спасение в бескровной жертве — принимая в Таинстве Евхаристии Тело и Кровь непорочного Агнца, самого Господа Иисуса Христа.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому центру «Вместе» кормить и одевать нуждающихся

В посёлке Нейво-Шайтанский Свердловской области работает православный центр помощи «Вместе». Он охватывает 8 населённых пунктов. Во всей округе подобных проектов нет. Сюда за едой, одеждой и другой необходимой помощью обращаются все те, кто попал в беду.
Центр «Вместе» открыли в посёлке два года назад местные жительницы, Наталья и Анна. «Когда в нашем районе закрыли последний гуманитарный склад, мы с Аней решили — хватит сидеть на пенсии, нужно действовать!» — говорит Наталья.

Женщины обратились к настоятелю местного сельского храма Петра и Павла— священнику Сергию Белякову, попросили благословить начинание и помочь воплотить задуманное. «Батюшка договорился, чтобы нам передали в безвозмездное пользование бесхозный дом. И мы незамедлительно открыли там пункт выдачи одежды, обуви и продуктов», — объясняет Наталья.
Основная помощь для центра в посёлок Нейво-Шайтанский поступает из Екатеринбургской епархии. Что-то докупают и приносят сюда Наталья с Анной и все неравнодушные люди.
Сегодня на попечении центра «Вместе» находятся 182 семьи. Ситуации у всех разные. Однажды зимой у мамы с четырьмя детьми сгорел дом. В центре их сразу же поддержали, одели и обули. А позже, когда администрация посёлка выделила им пустующий дом, привезли туда одеяла, подушки, постельное бельё и многое другое.
Сегодня центру важна поддержка. Вещей здесь хватает, а вот еда в постоянном дефиците. С работой в сёлах непросто. И без продуктовой помощи некоторым семьям не обойтись. Ещё необходимо отремонтировать старое здание, где размещается склад, — провести туда электричество и заменить окна.
Помочь сельскому центру «Вместе» можно на церковной платформе «Поможем»: Миром.Хелп.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Юлия Ратомская
Разговор шел об истории и сохранении архитектурных памятников и святынь Великого Новгорода.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ;
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода;
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер