Люблю паломнические поездки. Отключиться от мирской суеты, погрузиться в иную жизнь, наполниться духовно. Дивеево, Оптина, Валаам — до чего места благодатные! Другим человеком возвращаешься. И хочется со всеми этой радостью поделиться. Поэтому везу друзьям памятные подарки — свечи, открытки, иконы. Целый список имён храню, кого хочется порадовать.
Понимаю, что духовный опыт не передашь в таком подарке. Но для меня это напоминание о моём благодатном состоянии в той или иной обители. Хотя бы так выразить свои чувства и, возможно, вдохновить дорогого человека на такую поездку.
Мечтаю на Соловки попасть, да всё никак. Желание с возможностями пока не совпадает.
И вот, недавно еду в метро. Достала молитвослов. Нечасто удаётся вот так помолиться в пути. Открыла акафист Пресвятой Богородице. И вдруг ко мне обращается девушка:
— Прошу прощения. Увидела, что Вы молитвы читаете и решила подойти. Я недавно вернулась с Соловков. Возьмите, пожалуйста, подарок оттуда.
С этими словами и улыбкой она вручила мне маленький свёрток и выскочила из вагона. Как раз была ее остановка. Я едва успела поблагодарить.
Заглянула в мешочек. Там лежала икона Савватия и Германа Соловецких, ладанка и магнитик с видом архипелага.
Дивны Дела Твои, Господи!
Я держала в руках святыни и не верила, что они так просто попали ко мне. Таким простым чудом. Конечно, я не смогла тут же осуществить свою мечту — поездку на Соловки, но, словно, получила приглашение, как будто, меня там ждут.
Радостью сердце наполнилось. Дома перед вечерним правилом поставила икону на полочку к остальным святыням. Перед сном вспоминала прошедший день и эту девушку. Интересно, почему она решила мне вручить такую ценность? Понимаю — везти гостинцы своим близким, но отдать вот так чужому человеку...
А чужой человек действительно является чужим? — подумала я.
Вспомнила притчу, которую нам оставил Господь в Евангелии от Луки. На вопрос некого законника — «а кто мой ближний?», Иисус рассказал историю про человека, который попал в руки разбойников. Двое прошли мимо избитого и обворованного бедолаги, а самарянин сжалился и помог ему — довез до гостиницы, дал денег на содержание. В конце рассказа Христос спросил законника: «Кто ближний пострадавшему?». И тот ответил: «Оказавший ему милость».
Так просто. Тот, кто нам оказал милость. И кому оказали милость мы. Я решила, что теперь из каждой поездки буду привозить святыни для друзей и ещё одну для кого-то, к кому ляжет душа, с кем захочется поделиться частичкой Божьей благодати. Возможно, и того человека вдохновлю на подобный поступок. И не прервётся нашей веры тоненькая нить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова