
Стихи поэтессы и переводчицы Серебряного века Веры Рудич находились в кругу чтения императрицы Александры Фёдоровны Романовой. Последняя поэтическая книжка Рудич вышла в 1914 году — с простым, как всегда у этого автора — названием: «Пятый сборник стихов». Больше стихов Вера Ивановна, видимо, не писала, публиковала лишь прозу, — в том числе и военную (одно время была сестрой милосердия). Мне хочется думать, что среди стихов Рудич, переписанных рукою императрицы, было и это, пронзительное:
Распростерли кресты придорожные руки молящие
Над полями, где волнами ходят колосья шумящие,
Над межою, заросшей полынью и белою кашкою,
Над зверьком полевым, над веселою мелкою пташкою,
Над безвестной могилой, травою ползучей обвитою,
Над тропинкой, ногами прохожего люда убитою,
Над людьми, что куда-то спешат по дороге, тревожные, —
Распростерли молящие руки кресты придорожные.
В своих — очень важных для понимания той эпохи — мемуарах, видный деятель Серебряного века, поэт, критик и юрист Сергей Андреевский назвал эти стихи Веры Рудич — наилучшим образцом христианской поэзии того времени.
Тут, как говорится, не поспоришь.
А теперь давайте прочитаем её дивное стихотворение о посещении Божьего храма. В первый раз оно открылось мне в маленькой, но ёмкой антологии «Молиться, веровать, любить», составленной поэтом и переводчиком Игорем Александровичем Мазниным, — ныне, увы, покойным.
Кланяюсь его светлой памяти, и читаю вам стихотворение Веры Рудич.
В шуме немолкнущих
людных, грохочущих улиц
жадно ловлю я
протяжные мерные звуки
дальнего звона,
зовущего к службе Господней.
Между толпой суетливой
иду на него я.
Вижу — сияют огнями
высокие окна,
вижу — приветливо манят
раскрытые двери.
Только взойду под высокие
темные своды, —
шум, и движенье, и грохот
мгновенно затихнут,
Вся суета беспокойной
и алчущей жизни
сзади останется.
В чудное царство покоя,
мира, любви умиленной
и теплой молитвы
тихо взойдешь ты
и, глядя на кроткие лики,
в мягком сияньи лампад,
на прозрачные волны
дыма кадильного, —
так безмятежно, так сладко,
полной грудью вздохнешь ты,
измученный путник,
снова пришедший к родному
любимому дому.
Вера Рудич прожила трудную жизнь. Десятый ребенок в семье, она годами трудилась в издательствах и типографиях. Она была первой женщиной, освоившей наборную машину. В начале 1930-х Вера Ивановна подвергалась аресту и ссылке.
К Господу она отошла в блокадном Ленинграде — в 1943-м году.
...Вряд ли кто-то вспомнил тогда, что всего три десятилетия тому назад, великий князь и замечательный поэт Константин Константинович (К.Р.), назвав Веру Ивановну Рудич «малым соловьём русской поэзии», выдвинул её в почётные академики по разряду изящной словесности... Было и такое.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











