У нас в гостях была актриса театра и кино Ирина Денисова.
Мы говорили о творчестве, вере и о том, что для нашей гостьи значит быть христианином в современном мире.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
И. Цуканов
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели, мы приветствуем вас в нашей студии. Меня зовут Игорь Цуканов и моя коллега Кира Лаврентьева…
К. Лаврентьева
- Добрый вечер.
И. Цуканов
- Сегодня, как всегда по воскресным вечерам, мы говорим о том, как христианин взаимодействует с миром, с обществом, которое находится вне церковных стен, о том, как устроено взаимодействие между человеком, которому в жизни встретился Бог и теми людьми, которые о Боге пока, может быть, не задумывались. И сегодня в студии наша гостья – это актриса театра и кино Ирина Денисова…
И. Денисова
- Добрый вечер.
К. Лаврентьева
- Здравствуйте. Ирина, расскажите нам, какой был ваш путь к Богу, к вере?
И. Денисова
- Это такой вопрос, который может закончиться таким длинным-длинным монологом, я этого боюсь…
К. Лаврентьева
- Это ничего.
И. Денисова
- На самом деле, потому что это ведь не расскажешь за пять минут, то есть мы можем как-то тезисно к этому вопросу подойти. Для меня вопрос пути к Богу – это не вопрос свершившийся, скажем так, это процесс, который происходит и дай Бог, чтобы он закончился желаемым, хотя на самом деле никаких гарантий у нас с вами нет, потому что все честно, жизнь – такая штука и я, по крайней мере, о своем дальнейшем каких-то гарантий дать не могу, только уповаю на то, что, дай Бог, не случится каких-то таких серьезных падений. Может быть, рассказать вам и дорогим слушателям, если этот вопрос их волнует, о каких-то моментах, случаях, которые я могу для себя зафиксировать и которые для меня были отправной точкой в моем осмысленном вообще представлении о вере и о том, что нужно делать, если ты вдруг задумался о том, что надо же, может быть, Бог есть, вот у меня таких моментов было несколько и они очень яркие, между ними проходили какие-то такие пунктирные линии, скажем, а вот сами эти моменты, они зафиксированы у меня, как такие бриллианты сверкаюшие, и я к ним обращаюсь всегда, когда меня охватывают какие-то сомнения. Самое главное, что я считаю в своей жизни привело меня к вере и к мыслям о Боге – это, как у многих бывает, тяжелые какие-то обстоятельства личные, когда мы обращаемся к Богу, когда все земное исчерпано и поэтому приходится уповать на какую-то милость нематериальную, что-то такое, что, несмотря на здравый смысл, вдруг может тебе помочь. В моей жизни было несколько таких моментов, этапов, первый связан с болезнью моей мамы, я не стесняюсь об этом говорить, потому что уверена, что честный рассказ об этом, он может укрепить кого-то и помочь кому-то, и я ни в коей мере не бравирую этим, я действительно делюсь этим, я бы не хотела об этом рассказывать, поверьте, нет совершенно никакого желания, но я знаю, что этот рассказ действует на людей и каким-то образом заставляет их тоже о чем-то думать и даже, может быть, каким-то небольшим таким проводничком тоже за помощью к Господу. Моя мама очень тяжело заболела, когда мне было 13 лет, даже еще раньше, наверное, просто 13 лет – это такой возраст, когда я уже осознавала серьезность ситуации, эта болезнь, она в то время автоматически делала меня таким изгоем, скажем, да и сейчас, когда мы узнаем, что кто-то психически болен, ну, согласитесь, что все равно мы испытываем странное двойственное чувство какой-то брезгливости даже, будем честными, для того, чтобы преодолеть этот барьер даже очень нравственным и каким-то людям, которые добры или считают себя добрыми, им сложно.
К. Лаврентьева
- Есть некий страх такой – заразиться.
И. Денисова
- Да, не только заразиться, но просто это очень тяжело, а когда это происходит с твоим близким человеком… У меня, я как понимаю свое подростковое состояние, было неприятие этой ситуации и это были очень страшные скандалы домашние, ну просто я не понимала, почему человек себя так ведет, а принять, что он болен – это просто для меня было невозможно. И я очень сильно переживала это все, это такое, не знаю даже, даже сейчас, допустим, я эмоционально подключаюсь к тем каким-то событиям, которые встают в памяти, а это все очень больно, и я была подростком, и мне приходилось драться за маму во дворе, хотя я была отличницей, как называли, знаете «ботом», такое было словечко, и очень я страдала от того, что мое неприятие меня усилилось с болезнью мамы, а папа уже ушел и его судьба тоже закончилась трагично. В общем, я тогда, наверное, помню один момент: к нам привезли в Челябинск, я могу немножко в датах и во времени путаться, но это все равно вещи взаимосвязанные, то есть это было в таком подростковом возрасте, я жила в Челябинске и тогда привезли икону Николая Чудотворца, честно говоря, я не помню, почему я оказалась в очереди к этой иконе, честно вам скажу, и со мной не было никого из близких, я помню, что я стояла в этой очереди и я помню момент, когда эта толпа, когда между людьми возникает просвет, много людей, и в этом просвете мелькнул первый раз вот этот образ, лик – это икона Николая Крупицкого, я ее с собой ношу с тех времен, маленькую эту иконочку, я даже не знала, что это святитель Николай Чудотворец, это я узнала потом, заглянув, уже будучи верующей, в паспорт, где я ношу эту иконочку все время, но я только потом соотнесла ее с тем, что это тот самый Николай Чудотворец, о котором все говорят. И ничего такого специально чудесного в тот момент не случилось, просто я запомнила это лицо, которое на меня взглянуло - меня поразило, что это был живой такой абсолютно взгляд и вот это соприкосновение с чем-то живым, но непонятным мне на тот момент, оно у меня где-то было, как маленький потом маячок, который потом начал складываться в эту мозаику встречи с этим чудесным миром Божественным, просто это был такой момент, и это было только на самое начало пути, потому что после этого было много еще тяжелых событий, мне пришлось оформить маму в дом-интернат после смерти бабушки, потому что я была не в состоянии психологически вообще принять эту ситуацию, у меня не было возможности и работать, и ухаживать за мамой, каким-то образом решать этот вопрос, это очень тяжелая история, но я где-то внутренне себе пообещала, что, если получится когда-нибудь, ну вот представьте, что это такое – в тот момент дать себе такое слово, что я ее заберу оттуда, представить себе, что это возможно – вообще оттуда никто не выходит, из этих мест. Но получилось все по-другому, и это самое главное чудо в моей жизни. Так получилось, что я уже была в Москве, и мама находилась в интернате, мы с ней созванивались и ничего не предвещало какого-то изменения ситуации. Я находилась на съемках в Анапе, помню, я снималась в сериале «Ермоловы», был такой сериал, и меня гримировали в таджичку, я там играла такую девочку странную с косичками и мне вязали эти косы-косы, и гримерша рассказывала о том, что есть такая Матронушка Московская и что к ней все ходят, что она всем помогает, но для меня это была информация просто так, на слух, но тем не менее я ее запомнила. Честно вам скажу, для меня это не было какой-то такой, я ее запомнила просто краем уха, ну и все, но потом, когда я вернулась со съемок, у нас дома, на квартире, где я снимала, гостила мама моего друга и, желая поблагодарить за гостеприимство, она подарила мне почему-то житие Матроны Московской и поэтому я запомнила, что мне про нее что-то говорили, но я даже не стала читать это житие, я его просто положила на полочку. А потом у меня появился молодой человек, с которым вроде как бы серьезные отношения и, поскольку я хотела быть с ним абсолютно честна, я решила его свозить в Магнитогорск, в дом-интернат, где жила моя мама, чтобы он знал, полное раскрытие всех карт и всех рисков. Мы поехали туда, но перед этим, я вам клянусь, я не знаю, почему я решила пойти в Покровский монастырь к Матронушке, вроде как бы святая, чтобы помогла, это я нуждалась в какой-то поддержке перед этим всеми событиями, и я просто туда пошла совершенно неосознанно так пошла, и пришла, там было две очереди, я, естественно, встала в ту, что покороче, когда потом уже знали: та, что подлиннее – она к мощам, а покороче – к иконе, но она тоже шла очень долго, я смотрела на часы и думала: «Боже мой, что это такое, ну, наверное, в другой раз», и только я это подумала, ко мне, именно ко мне в этой очереди подбежала девушка в платочке с кучей записок в руке, прямо сует мне эти записки в руки и говорит: «Девушка, мы паломники, у нас автобус сейчас отходит через пять минут просто, пожалуйста, записочки Матронушке передайте». И я с этим записочками стою́, и вокруг люди, и я понимаю, что ладно, как-то неудобно, я даже не успела ей сказать: «Извините, я только что собиралась уже уходить», и я с этими записочками в кулаке вот так зажав их, пришлось мне достоять до матушки Матронушки, и я дошла до иконы, засунула эти записки за нее туда и лбом к стеклу, все это так непривычно, я помолилась молитвой такой, очень просто, о том, что пусть все будет, как Богу угодно, других я молитв не знала.
К. Лаврентьева
- «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели, еще раз приветствуем вас. У нас в гостях актриса театра и кино Ирина Денисова. Ирин, вы рассказали о том, как вы подошли к мощам блаженной Матроны, а что было дальше?
И. Денисова
- Я подошла к иконе. Как раз длинная очередь, она меня не впечатлила на тот момент, и я помолилась молитвой, которую, как я потом уже узнала, что это, на самом деле, очень серьезная молитва, о том, что «я не знаю, о чем просить, матушка, пусть все будет, как Богу угодно». О том, что можно просить какого-то исцеления кому-то - у меня даже не было этого в сознании, то есть я попросила только: пусть как Богу угодно, так и случится. И вот поехали мы с моим молодым человеком в Магнитогорск и случилось то, что потрясло меня до глубины души, я потом ехала обратно в поезде, на верхней полке лежала и просто плакала, не могла даже остановиться, потому что это было потрясение, потому что моя мама, я ее такой не видела, наверное, лет с 13-ти, какого-то осознанного ее взгляда по отношению ко мне, как к дочери – это было и с тех пор у нее началось улучшение, и врачи мне говорили, что пока не надо, так бывает, может быть…
К. Лаврентьева
- Рано радоваться, да?
И. Денисова
- Да, она говорила, что надо понаблюдать ее еще какое-то время, что надо годика 2-3 еще посмотреть. А потом я согласилась на это, но я стала готовить ее переезд, то есть я продала квартиру в Челябинске, стала искать что-то поближе к Москве и оборудовать квартиру, покупать машину, чтобы забрать ее и жить вместе, то есть я уже все равно начала готовить ее переезд, пока врачи ее наблюдали. И мне пришлось еще вернуться туда к ней по обстоятельствам ее здоровья. А оказалось, что мама никогда не исповедовалась, а там, в Магнитогорске, храм был, кстати, я снимала квартиру в том доме в Магнитогорске, в котором произошла трагедия, я прямо его узнала, когда это все рухнуло. Но из этого дома прямо храм в квартире, где я снимала, там был виден этот храм. И я сказала: «Мама, собирайся, Бог есть», она мне сейчас до сих пор это вспоминает, она мне рассказывает: «Ты пришла, я тебя помню, ты такая говоришь: Мама, собирайся в храм, Бог есть!» И она говорит: «Я как-то внутренне напряглась». Она пошла на исповедь тогда первый раз, и она мне рассказывала, что после этой исповеди у нее исчезли голоса.
К. Лаврентьева
- А где случился у вас этот внутренний толчок: Бог есть? Тогда, у иконы блаженной Матроны, чуть позже или когда вы увидели явную ремиссию мамы?
И. Денисова
- Наверное, с этого момента, потому что там еще время прошло, и я стала ходить в храм более осознанно и у меня еще тогда не было духовника, он появился чуть позже, то есть эта встреча с Богом через святого, у меня вот такая была история, и причем я могу сказать, что Матронушка потом также проявляла еще себя, как человек, который почему-то…У меня только один был ответ - что она просто нас пожалела и для себя такой ответ нашла, может, он как-то странно прозвучит, но, поскольку они все живы, и они пребывают в каком-то мире, нам непонятном, но они живы, и у них точно такие же человеческие какие-то…то есть они всех нас видят и с кем-то у них возникают такие же человеческие какие-то отношения, как в жизни и просто в моем случае, мне кажется, матушка Матронушка, она как-то пожалела меня, маму мою и через вот это чудо, через то, что она как-то какими-то намеками появилась в моей жизни, и я дошла, то есть она меня провела по этому какому-то пути через чудо исцеления, вот так вот в моей жизни было.
К. Лаврентьева
- А с молодым человеком тем как все закончилось?
И. Денисова
- Ой, мы с ним расстались.
К. Лаврентьева
- После этой встречи с мамой?
И. Денисова
- Да. Честно говоря, мне тяжело говорить о его судьбе, потому что там не очень все хорошо закончилось. А моя жизнь после этого, она была также, вы знаете, когда ты приходишь к вере, к Богу через чудо даже, но ты остаешься абсолютно таким же человеком, каким ты и был и я опытным путем ощутила все эти вещи, связанные с тем, что вот вроде бы все ясно тебе, все тебе открыто, сердце твое узнало Бога, не в полной мере, конечно, хотя бы, что Он есть и что Он каким-то непостижимым Промыслом выстраивает жизнь людей на то, чтобы спасти их, к себе привлечь. Но человек остается таким же немощным существом, которое он есть, потому что даже после таких событий я же святой не стала, я не изменила сразу образ жизни свой, это тоже был долгий-долгий путь.
И. Цуканов
- Ну, это первое призывание, а потом человеку полагается как-то потрудиться.
И. Денисова
- Потрудиться, да, но трудиться – это гораздо тяжелее, чем просто вкушать чудеса и какую-то благодать.
К. Лаврентьева
- А вы вкушали чудеса? Был неофитский период?
И. Денисова
- Да, конечно, потому что это же невероятное такое счастье и радость от того, что Бог есть и что ты Ему нужен. Знаете, есть такой фильм еще, может быть, вы видели, короткометражка во ВГИКе кто-то снял, девочка, не помню ее имени, режиссер: «За имя мое», может быть, кто-то видел. И там про девочку, которую священник приручал такую ее измученную истерзанную душу и привязывал на кустики бантики. У меня, я что могу про свою духовную жизнь сказать – это вот эти бантики, которые расставлены на этом пути через мои постоянные недоверия даже уже после этого я могу сказать, что я, наверное, в той стадии человека верующего, который говорит: «Верую, Господи, помоги моему неверию», как это ни парадоксально звучит, столько происходило событий, от которых невозможно отвернуться сказать: «да мне показалось, это какие-то случайные стечения обстоятельств» – нет. И все равно я каждый раз, когда я прошу, говорю: «Господи, верую, помоги моему неверию» и, честно говоря, сразу получаю укрепление через какие-то события, через людей, которые делятся своими историями, либо вдруг смотрю какой-то фильм и получаю ответ. Буквально вчера или позавчера я смотрела фильм, отрывок, серию одну про судьбу епископа Василия Родзянко и там в одной из последних серий он рассказывает потрясающую историю о том, как он, уже получив возможность бывать в России, он поехал на какой-то очень дальний сельский приход, и на каком-то микроавтобусе они там тряслись по дорогам, и в какой-то момент автобус остановился, они выходят из машины, оказалось, что там произошла трагедия, дорожно-транспортное происшествие: грузовик столкнулся с мотоциклом и очевидно, что трагический исход, потому что кто-то погиб и рядом с погибшим стоял молодой человек и очевидно, что это был сын человека, который погиб. И владыка, это было еще такое советское время, насколько я поняла, потому что он так тонко заметил, что «я не знал, как предложить сразу, что я могу отпеть этого человека». Но владыка сказал так тактично, тонко говорит: «Если вы желаете, я могу отпеть вашего погибшего отца». И он говорит: «Я представился, что я епископ Василий Родзянко, и вдруг молодой человек так меняется в лице, встрепенулся, и он говорит: А вы знаете, мой отец слушал ваши проповеди всегда, на BBC». И он признался ему, что отец слушал, и владыка, конечно, вы представляете, себе, что обстоятельства, конечно, трагические, но владыка совершил отпевание, и он в этой передаче назвал этого человека своим неведомым духовным чадом, но через это трагическое событие, то есть на него можно смотреть по земным меркам трагически, а если посмотреть с другой стороны – это же какое чудо, настолько этот человек, который погиб, видимо, искал и душа его была настолько открыта, что Господь привел отпевать владыку епископа в обстоятельствах, которые невозможны, случиться, вот это случайное стечение обстоятельств – оно невероятное просто и через это, опять же, сын его также получил ответ на свой внутренний духовный запрос: а есть ли Бог? После такого, наверное, уже вопросов не возникает.
И. Цуканов
- Ирина, ну вот обычно всегда хочется этой радостью от того, что ты всякий раз видишь следы Промысла Божия в жизни, этой радостью очень хочется делиться. Сейчас, наверное, это проще, потому что у вас есть уже среда, в которой можно рассказывать об этом. Но этот период, когда ты только пришел к вере, только понял, что Бог есть, поделиться-то все равно хочется, а это сложно, вот как у вас это было?
И. Денисова
- Это очень тонкий момент, потому что я из среды такой, достаточно разнородной и творческая среда - мне очень повезло - она состоит из огромного множества талантливых, необыкновенных людей, одаренных интеллектуально, человечески, но у всех очень разные взгляды на это, от категорического неприятия до сочувствия, и есть православные артисты, друзья, но они тоже не бравируют этим. Знаете, для меня: ты просто начинаешь, стараешься жить честно свою жизнь, вот как ты ее живешь и ты, исповедуя свою православную веру, я вам честно скажу, для меня было сложно перейти в такую, совсем открытую фазу, потому что есть такой стереотип, что к вере приходят люди какие-то странные, тем более в артистической среде: «Ну вот, Ира Денисова всегда была немножечко такой какой-то и вот закономерный итог – актриса могла сделать такую великолепную карьеру, а вот сейчас она ударилась в веру» и все такое. Я могу сказать, что я как раз не ударилась в веру, я старалась максимально честно, насколько у меня было, настолько я и жила этой жизнью. Я могу делиться радостями своей жизни той, которой я сейчас живу, но я не могу сказать, что я могу выйти и начать навязчиво проповедовать или декларировать свой опыт жизни, как единственно верный, потому что я глубоко убеждена, что все, что я могу делать - я могу делать с собой и если мой опыт жизни вдохновит кого-то или неведомо мне даже даст человеку ответы на его вопросы, значит, все правильно.
И. Цуканов
- Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». У нас в гостях актриса театра и кино Ирина Денисова. Мы вернемся через несколько минут.
К. Лаврентьева
- «Вечер воскресенья» на радио «Вера», уважаемые радиослушатели, еще раз приветствуем вас, у нас в гостях актриса театра и кино Ирина Денисова. С вами мой коллега Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор о пути в вере, к вере и пути христианина в светском обществе. Ирина, мы говорили с вами о том, как вы воцерковились, будучи уже известной, успешной актрисой и с радостями, трудностями, которыми вы столкнулись на этом пути. Можете ли вы поделиться с нами, пришлось ли вам что-то кардинально менять в своей жизни после прихода в храм?
И. Денисова
- Вы знаете, я, наверное, получила возможность быть больше собой и перестать бояться быть больше собой. Я по складу характера больше человек, углубленный внутрь, а по профессии и по роду деятельности мне наоборот приходится общаться с людьми, мы говорим об актерской профессии, то есть я должна вообще выступать перед людьми на сцене, в кино – это определенное такое психофизическое состояние, которое, честно сказать, я сейчас еще продолжаю осмыслять, как так вообще получилось, что я стала актрисой, у меня есть ответы на это внутренние мои.
К. Лаврентьева
- А можете немножко поделиться с нами?
И. Денисова
- Ну, например, я нашла такой ответ: в тех обстоятельствах очень сложного своего детства и подросткового периода мне нужен был какой-то лифт, который вытащит меня из этого кошмара, потому что я нуждалась в любви, в понимании и из этого какого-то странного изгоя, человека, над которым смеются и презирают, ну было такое. Мне нужен был какой-то лифт, мне помогло, что я там поступила в лицей в Челябинске, ушла из общеобразовательной школы. И вот эта актерская деятельность, которая началась тогда, КВНы там, еще что-то, я за это уцепилась, потому что это позволяло мне соединяться с людьми, независимо от моего материального положения, социального статуса и так далее. И это просто стало моим, я за это, видимо, внутренне стала держаться, как за возможность, из-за социального такого персонажа превратиться в любимого даже кем-то, и вот этот поиск любви и возможности открывать свои личные качества, душевные, даже внутренние - актерская профессия делает их ценными для других людей, никакая другая профессия, по большому счету, этого не делает, и я уцепилась за это, как за такую возможность, но я заметила такую вещь: вот как только я перестала нуждаться в том, чтобы меня любили или вот этот инструмент взаимодействия с людьми, он перестал быть для меня таким значимым - мне стало нормально абсолютно, очень комфортно и хорошо с самой собой, с ближним кругом людей. Допустим, спектакли, которые мы делали для детей в детском доме уже потом в Просветительском центре во имя Петра и Февронии Муромских при Патриаршем подворье храмов Зарядья, они мне приносили больше радости, чем какие-то профессиональные выступления на сцене, все это для меня был опыт, я же не знала. И вот эта система ценностей, она во мне начала перестраиваться, но я с огромным уважением отношусь к моим коллегам-артистам, у которых в этой системе ценностей профессия остается их важным каким-то инструментом, среди них огромное количество высокопрофессиональных достойных людей, которые живут этой профессией, опять же, по каким-то внутренним духовным законам, то есть они очень честно этой профессии служат, при этом понимая все ее нюансы, сложности, но я очень уважаю этих людей.
К. Лаврентьева
- О нюансах и сложностях...
И. Цуканов
- Часто бывает, что когда знают, что человек ходит в храм, то ему-то и задают все вопросы окружающие его люди: «А как же так? А почему ваш Бог допускает то-то?» Вот среди актеров вообще разговоры на эту темы приняты или так нельзя сказать?
И. Денисова
- Нет, я не могу так сказать, я думаю, что есть такое, в общей своей, вот наш актерский этот мир, все-таки люди с уважением друг к другу относятся и так вот просто все, что касается духовных вопросов, никто друг к другу особо не пристает. Но я даже побаиваюсь, когда ко мне вдруг обращаются с какими-то вопросами – у меня было вначале желание неофитское такое, знаете: да, сейчас я тут…но я не чувствую в себе мощи этого проповедника и знатока человеческих сердец, потому что я знаю свои внутренние, дай Бог с ними разобраться, поэтому все, что я могу проявить к ближнему своему, независимо от того, актерская это среда или еще какая-либо, любой вариант, я могу проявить какую-то человечность, сочувствие, доброту, но не более того.
К. Лаврентьева
- Ирина, на мой взгляд вы очень важную мысль озвучили о том, что, когда вы пришли к вере – вы стали более собой, чем раньше, то есть вы думали, что вы станете собой, придя в театр, а вы стали собой, встретив Бога, и это очень важная мысль, что вам не пришлось закрыть себя в комнате запретов, отказаться от всего, изменить одежду, изменить еду, образ жизни, круг знакомых, то есть фактически вы ничего так явно и кардинально не меняли
И. Денисова
- Явно и кардинально нет, это все внутренние вещи, внутри есть точно то, что я себе запретила и да, я какое-то время…вы знаете, за все свои поступки греховные и так далее нужно нести ответственность и момент принятия того, что то, что ты сейчас имеешь – есть результат определенных действий с твоей стороны в прошлом – это нужно принять, с этой точки тоже начинается честная работа над собой, до тех пор, пока ты не осознаешь, что не все было так гладко и что в каких-то обстоятельствах ты действительно мог поступить по-другому и твоя линия судьбы могла бы идти иначе, но вот нести ответственность за то, что было не так – это очень важно. И то, что касается внутренних вещей – там стоя́т четкие барьеры на какие-то вещи, но это достаточно интимные вещи духовные, душевные, но я думаю, что каждый человек понимает в эту минуту, о чем идет речь, о каких-то своих вещах, которые мы все знаем.
К. Лаврентьева
- Ирин, кинематограф современный – это довольно свободная такая история и сценарии довольно смелые. Мне посчастливилось знать вас задолго до эфира, и я знаю о том, что у вас есть собственный выбор, а также благословение духовника не сниматься в каких-то конкретных фильмах с конкретным сценарием.
И. Денисова
- Да, но там было все достаточно просто озвучено: что если блуда и кровопускания нет, то снимайся.
К. Лаврентьева
- Блуд и кровопускание сейчас практически везде есть.
И. Денисова
- Ну да, на самом деле есть какие-то вещи, но карьерой актерской нужно тоже заниматься, чтобы у тебя была работа в этом сегменте маркетинга человеческого (смеется), это тоже профессиональная деятельность, ей нужно заниматься. Нужно соответствовать определенным требованиям к профессии, я не могу сказать, что я ей в полной мере соответствую. И да, я отказываюсь и, в принципе, мои агенты, у которых я состою на учете, они мне звонят все реже и реже, я к этому абсолютно нормально отношусь, потому что нельзя в этой профессии так себя вести и нужно внутренне как-то стараться, стремиться ее поддерживать, подливать немножечко туда какой-то живой энергии своей, масла в огонь, какие-то делать фотосессии, встречаться с людьми, общаться – у меня на это нет времени и желания этим всем заниматься, честно могу сказать…
И. Цуканов
- Скорее всего, со временем возникает какое-то амплуа уже у всякого актера и режиссеры, когда к нему обращаются с каким-то предложением, они учитывают это амплуа или так не работает?
И. Денисова
- Да по-разному, на самом деле, разные были мнения обо мне, что «ты как бы немножечко не от мира сего – ну и будешь играть таких, не от мира сего», но я к этому абсолютно нормально отношусь - да, почему нет? Моя ниша, хотя есть еще комическая такая сторона у меня, это так странно все сочетается в одной личности, то есть при всей своей какой-то…я внутри очень человек, как натянутая струна, в которой отзывается всякое зло современного мира и мое личное, то есть это все такая напряженная очень внутренняя история, а внешне я могу играть очень смешных всяких персонажей, чем пользуются, трагикомизм даже. Господа режиссеры, если вы слушаете радио «Вера», я сейчас предпринимаю попытку трудоустроится (смеется). Я иногда снимаюсь и играю, и очень дорожу, когда что-то прекрасное случается в профессии - я счастлива, у меня есть постоянный работодатель практически в кинематографе, я ее очень люблю и благодарю - Оксана Карас, которая меня задействует в своих кинокартинах. Она мне предлагает каких-то интересных, характерных таких персонажей, я с удовольствием их играю.
К. Лаврентьева
- Ирина, а были у вас ситуации, когда предложили какой-то очень интересный сценарий, какую-то очень оплачиваемую хорошую роль, которая принесет известность, успех, не знаю, что там еще важно для актера, и по каким-то религиозным мировоззренческим убеждениям вы вынуждены были отказаться, и не было ли у вас такого: ах, как жалко, вот я бы сейчас согласилась и столько бы проблем сразу решилось?
И. Денисова
- К счастью, у меня не было после того, как я пришла как раз к вере - у меня вообще все эти страшные трагедии актерские: «Ах, где та самая роль!» – они просто улетучились, нет этого, смысл абсолютно не в этом. Это просто один из инструментов бытия твоего, но это бытие складывается из таких разных вещей и обстоятельств, что я не могу актерскую профессию, хотя то, что прекрасного в ней случается, я действительно очень люблю и бесконечно ценю, когда меня сводят с какими-то прекрасными людьми. Сейчас я играю в театре Калягина спектакль, Адольф Яковлевич Шапиро поставил, для меня это просто невероятный подарок: эта роль, этот материал, этот режиссер, эти партнеры, с которыми я там работаю – это просто счастье. И тем не менее, если у меня не будет вообще никогда никакой роли – со мной ничего страшного не случится, потому что – ну да, значит…
К. Лаврентьева
- У вас есть какой-то смысл помимо театра.
И. Денисова
- Конечно. Смысл – это пройти вот эту жизнь не…вопрос спасения души очень серьезно стои́т передо мной, я вам скажу, это дело не простое и мне вот так посчастливилось, что я чувствую это просто постоянно, хотя это достаточно тяжело и постоянно ты понимаешь, что это ведь вопрос жизни и смерти.
И. Цуканов
- У людей, которые так стоят достаточно далеко от Церкви, часто такое впечатление, что человек пришел в храм и после этого в его жизни все должно измениться, и не в лучшую сторону, вот если так смотреть, таким глазами обыденными: работа становится менее оплачиваемой, друзья становятся более серыми. И кому-то может показаться, что так происходит и у вас, потому что, с одной стороны, работа актрисы, с другой стороны, вы работаете сейчас в Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского, для кого-то это может показаться, как некоторое такое нисхождение по лесенке вниз, дауншифтинг…
И. Денисова
- Да я вообще стремлюсь еще к большему дауншифтингу внутреннему, я вам честно скажу, это моя тайна, мы открыли страшную тайну. Когда серьезно стои́т вопрос спасения души, то возникают вещи, с чем тебе для того, чтобы душу спасти…кстати, наверное, даже странно звучит для людей невоцерковленных, неверующих такой вот вопрос спасения души: почему, зачем ее нужно спасать, отчего ее спасать? И так немножко, знаете, люди такое воспринимают текст немножечко как такой некий церковный пафос…
И. Цуканов
- Сленг.
И. Денисова
- Ну да.
И. Цуканов
- Это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». У нас в гостях актриса театра и кино Ирина Денисова. Какие вопросы, которые вам все-таки достаются, когда вам приходится отвечать, какие для вас вопросы самые сложные о вере, о Боге, о Церкви?
И. Денисова
- Я честно вам скажу, что меня очень ранят острые вопросы, которые касаются того, что происходит в Церкви – они не касаются вопросов веры, они касаются каких-то таких проявлений Церкви, как некоей структуры общественной, скажем, и для меня ответ один: я не какой-то следователь происходящих в Церкви процессов, которые могут носить разный совершенно характер, я в этом не хочу даже разбираться, потому что если я в этом начну разбираться, я отвлекусь от главного вопроса, потому что Иисус Христос в этой Церкви – Он один и тот же во все времена. И Таинства Церкви никто не отменил, они живы и в них действует Бог, и я хочу заниматься этим вопросами, мне есть чем заниматься. Я своим друзьям, я с ними не могу дискутировать, вот они где-то в каких-то заголовках новостей надергают или еще чего-то, но я не тот человек, с которым можно эти темы «обмусолить», мне это не интересно совершенно. Есть один еще ответ, который я нахожу для себя: есть книга Фуделя «У стен церкви» и я это, когда еще читала тогда, в поиске своем, как мне утвердиться самой в своих каких-то восприятиях, в своих чувствах, чтобы не кривить душой и мне очень понравилось то, что он сказал, что «Церковь – это собрание людей и люди эти совершенно разные, они могут быть разных взглядов политических, каких угодно, но всех их объединяет то, что они – члены Церкви, они участвуют в таинстве Евхаристии и через это таинство они невидимо соединяются с Богом в Тело Христово, и с каждым из этих членов Церкви может происходить все, что угодно, но это вопрос его внутренней духовной жизни, но не мой».
К. Лаврентьева
- Продолжая вопрос Игоря: Ирина, ну, театральная среда – она ведь довольно свободомыслящая, и люди там довольно свободномыслящие. Никогда не было такого, что какая-то ваша коллега подошла к вам и сказала: «Слушай, Ирин, ну почему не буддизм, например? Или почему не католичество, смотри, какие красивые у них богослужения, почему нет?»
И. Денисова
- У меня было такое, я же в своем духовном поиске проходила тоже, я читала про буддизм, про конфуцианство, я все это тоже было, даосизм, индуизм, я читала про это все книжки. И одно время у меня было такое, и один мой друг, знакомый хороший, скажем, из моего студенчества театрального, он, когда осознал, что я стала православная, он мне говорит: «Слушай, ты же говорила: не верь тем богам, которые не танцуют?» Это у меня было связано с тем периодом увлечения чем-то таким…
К. Лаврентьева
- Кришнаитством…
И. Денисова
- Что-то такое, не то, что я была таким адептом, но некая философия этого всего, она…я даже сценарии писа́ла какие-то на эту тему, изливала поиск этот свой, слава Богу, эти сценарии никому не достались. Честно сказать, я не знала, что ему ответить на этот вопрос, я просто понимала, что что бы я ему сейчас не сказала в ответ, я с позиции своей веры…А, кстати, вы знаете, это ведь очень сложный вопрос, как мы, верующие, разговариваем с людьми неверующими, невоцерковленными – мы с ними продолжаем говорить на своем языке, который им непонятен. Это так сложно, и я это слышу иногда в диалогах, и я понимаю, что мы им пытаемся что-то объяснить, а это просто человек воспринимает другим ухом совершенно, и я для себя думаю: что я могу сделать? Ну, я ему начну говорить, мне же нужно попытаться хотя бы объяснить, что я имею ввиду так, чтобы человек понял - это нас всех, мне кажется, касается. И потом, есть вещи, которые действительно нельзя объяснить: ну, со мной случилось чудо, понимаете, вот чудо…
К. Лаврентьева
- А возвращаясь к этому: в начале нашей программы мы говорили о вашей маме, о чуде, которое произошло с вашей мамой: она была тяжело больна психически и в связи с этим вы испытывали очень серьезные трудности. Насколько я знаю, сейчас ваша мама в очень хорошем состоянии пребывает психическом, то есть такая проблема так явно, как тогда, она больше не стои́т. То есть это чудо – это не было кратковременной ремиссией, как говорили врачи…
И. Денисова
- Нет, мы уже больше десяти лет живем вместе.
К. Лаврентьева
- Десятилетняя ремиссия. И, если честно, для наших радиослушателей я поясню: Ирина – это один из тех людей, который настолько трепетно относится к своей маме, что я смотрю и думаю: Господи, вот пример нам всем, и это далеко не похвала, я не хочу ввести вас в смущение, я хочу пояснить для наших радиослушателей, что тот кризис, который был у вас, получается, что и чудо в том, что вы его внутри себя преодолели, то есть некоторая брезгливость какая-то, испуг…
И. Денисова
- Это в болезни, вы знаете, она же уродлива, она страшна, это вообще ужасная вещь - эта болезнь. Я даже понимаю, например, как грех: Бог любит грешника, но не грех, и точно также здесь, то есть невозможно любить эту болезнь или принять эту болезнь, но сменить вектор восприятия на того человека, который страдает от этой болезни – это, я не могу сказать, что у меня это тоже закончилось, да, моя мама сейчас находится в состоянии, слава Богу, это просто чудо, которое я наблюдаю каждый день, но, конечно, я не могу сказать, что я избавилась от страха, что Боже мой, не дай Бог, что-нибудь такое вернется, но это мои уже психологические проблемы, но я просто вижу это чудо и моя мама, она сейчас мой учитель, потому что, пережив столько горя и ужаса, она остается человеком, который мне дает советы о том, как мне утром сохранять хорошее настроение, то есть она мне советует. Она, видя мою усталость, говорит: «Ирочка, ты хочешь на море поехать, а давай хотя бы мы будем включать утром шум моря и слушать». Я говорю: «Мам, мы будем включать его и плакать под этот шум моря». Она рисует прекрасно, она чудесно совершенно общается с людьми, мы выезжаем на какие-то мероприятия, она человек, который привлекает к себе всеобщую любовь, потому что она сохранила в себе, в ней такая любовь к людям, такая доброта, что это подкупает и через какое-то время все начинают: «А как ваша мамочка, Ирочка?» Кто-то ей что-то передает, какие-то подарочки, она про всех помнит, они у нее все в помяннике записаны, каждое утро всех, кого она знает, за всех молится. И вообще, она стала таким верующим человеком, я вам скажу, она, когда заболела, не исповедовалась, она сейчас такая православная христианка, что дай Бог.
И. Цуканов
- Как вы думаете, может быть, на этот вопрос сложно ответить: это был ваш пример или это как-то Господь напрямую указал?
И. Денисова
- Я думаю, что с ней в этом случае еще и напрямую, потому что у нее какие-то особые отношения с Матронушкой, я так замечаю, они прямо, у них общение происходит на каком-то молитвенном уровне, очень мамочка любит Матронушку, и она к ней очень тепло относится, как абсолютно к живому, родному человеку, она ее бесконечно любит, «миленькая» она у нее и такая-то она у нее, она очень любит Матронушку. Мама, она еще образец верности в каких-то вещах таких: она читает Евангелие каждый день, читает духовные книги, она не просто читает, я, например, не обладаю такой стойкостью, у меня просто физически не получается читать только духовную литературу, но у нее есть время и она периодически мне задает какие-то вопросы, я пытаюсь ей отвечать. В общем, она занимается своей духовной жизнью очень серьезно.
И. Цуканов
- Ирина, спасибо вам большое за все то, что вы рассказали, то, чем вы поделились, мне кажется, это очень важно для всех наших радиослушателей…
И. Денисова
- Вы уверены, что я хоть что-то полезное сказала?
И. Цуканов
- Абсолютно, я уверен.
И. Денисова
- Дорогие радиослушатели, помоги вам, Господи.
И. Цуканов
- Храни Господь вас, благодарим вас еще раз за эту передачу. Я напоминаю, что у нас в гостях сегодня была актриса Ирина Денисова. Моя коллега Кира Лаврентьева, я Игорь Цуканов. Спасибо большое, всего доброго.
К. Лаврентьева
- Всего хорошего.
«Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи»
Постом радую надежду свою на Тебя, Грядущий Господи.
Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих.
Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить.
В ожидании Тебя, не желаю питаться кровью, отнимая чью-то жизнь, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные.
Воистину, не спасёт меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озёрным питаться стану, не придёшь Ты ко мне, если пост не войдёт глубоко в душу мою.
В молитве открылось мне, что пост телесный — символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится.
Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистилась она от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить её для Тебя.
И внёс пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведённые из мечтаний этих.
Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять Мудрость Твою.
И внёс пост я в сердце своё, чтобы умертвить в нём все страсти и пристрастия мирские.
Чтобы мир небесный не овладел сердцем моим, когда снизойдёт на него Дух Твой пламенный.
И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно говорил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему.
И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой.
И пост принёс в душу мою смирение пред тварным миром и нетварным и кротость перед людьми и всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал пока вооружён был всем оружием мира.
Чем было бы упование моё без поста, если не пустословием, прошедшим через многие уста, пока моих не достигло?
Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопровождает безнадёжность.
Но словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идёт за упованием истинным.
Помоги мне, Господи, поститься с радостью и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, Грядущий ко мне с улыбкой солнечной.
«Любовь моя бодрствует не утомляется»
Любовь моя бодрствует не утомляется. Тот, Кого люблю и ожидаю, грядёт ко мне в окружении свиты небесной. Как же спать мне и как бдение может утомить меня?
Бодрствую, слушая притчи людей и прислушиваясь к притчам тварей бессловесных — не угадаю ли в них тайное послание от Любви моей? Не занимают меня притчи ради притч или ради сказителей их, только Тебя ради.
Словно человек потерявший голос, и в поисках его, слушающий чутко голоса чужие — не найдет ли свой? В каждом голосе он находит нотки своего, но ни в одном всей полноты его.
Словно человек, разбивший хрупкое зеркало и идущий отразить лицо своё в лицах людей, в животных и предметах. И всюду находит он черты, сходные лицу своему, но нигде не видит его в целости.
Вслушиваюсь в многоголосье, наполняющее вселенную, в надежде услышать голос Любви своей. Вглядываюсь в образы, населяющие вселенную — от белой гальки на берегу озера до колесницы солнечной, в надежде увидеть образ Любви своей.
И никто не обманывает надежд моих, но каждый в меру знания говорит о Тебе.
Когда людей спрашиваю — ответа от Тебя жду. В голосах тварей бессловесных, к Твоему голосу прислушиваюсь. В красоте природы Твоей красоты ищу.
Когда люди задумчивым застают меня, кажется им, что мысли мои о них, я же о Тебе думаю. Когда видят усердие моё, думают, что ради них труды мои, я же ради Тебя тружусь.
Когда природа слышит имя свое на устах моих, кажется ей, что песнь моя о ней, я же о Тебе пою. Когда голубя кормлю, Тебя угощаю. Когда ягненка ласкаю, Тебя ласкаю. Когда солнцу улыбаюсь, улыбка моя сквозь солнце пробивается, пока не встретится с Твоей улыбкой. Когда лилию белоснежную целую, сквозь семь миров посылаю поцелуй к подножию ног Твоих.
Бдение любви моей идёт за руку с молитвой веры и постом упования. И никто из них друг без друга не засыпает и пробуждается.
Все дела ума моего вере служат.
Все дела сердца моего надежде служат.
Все дела души моей любви служат.
Когда голубя кормлю, Тебя угощаю, Любовь моя.
Иван Божерянов. «Романовы. Триста лет служения России»
Собрать под обложкой одной книги всю историю царствования дома Романовых — такую непростую задачу поставил однажды перед собой Иван Николаевич Божерянов — искусствовед, историк, публицист и писатель конца XIX — начала ХХ века. В 1913-м году вышла в свет одна из самых известных его работ — иллюстрированное издание «Романовы. Триста лет служения России». Как можно понять из названия книги, посвящалась она юбилейной дате — трёхсотлетию правящего царского дома. Интересно, что первое издание стало благотворительным — все средства с его продажи были направлены в пользу Петербургского «Общества попечения о бесприютных детях». Долгое время уникальный фолиант считался большой библиографической редкостью. А уже в наши дни, в 2009-м году, спустя почти сто лет, был, наконец, переиздан.
Книга «Романовы. Триста лет служения России» раскрывает эпоху царственной династии от избрания на царство первого из Романовых — Михаила Федоровича, до времени правления последнего русского императора Николая II. Каждому из правителей посвящена увлекательная биографическая статья. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями. Среди них мы найдём цветные портреты всех монархов из рода Романовых, а также фотографии членов правящей семьи, которые здравствовали на момент первого издания книги. Стоит отметить, что новейшее издание сборника в точности повторяет первоисточник. В нём мы найдём уникальные иллюстрации, выполненные в одной из известнейших типографий России того времени — петербургской книжной мастерской Голике и Вильборга. Кстати, и текст в книге тоже остался без изменений — в дореформенной орфографии. Что, впрочем, совсем не препятствует лёгкому чтению.
Из кратких исторических очерков в книге Ивана Божерянова «Романовы. Триста лет служения России» можно узнать множество интересных деталей. К примеру — о предании, согласно которому преподобный Геннадий Костромской благословил семейство родоначальника Романовых — боярина Романа Юрьевича Захарьина — и предрёк его потомкам славное царственное будущее. Весьма любопытно и описание выбора невесты первым Романовым на русском престоле — царём Михаилом Фёдоровичем. Представительницам знатнейших боярских фамилий молодой правитель предпочёл... служанку одной из них. Скромная, незнатная девушка стала царицей Евдокией Лукьяновной.
Узнаем мы из яркого, динамичного повествования и о славных делах Романовых-царей, их трудах на благо процветания государства Российского. О реформах Петра Первого, просвещённой монархии Екатерины II, попытках объединить Европу под знаменем христианских заповедей императора Александра Первого. Читая книгу Ивана Божерянова «Романовы. Триста лет служения России» и рассматривая уникальные иллюстрации и исторические документы на её страницах, мы пронесёмся через эпохи и ощутим собственную неразрывную связь с историей нашего великого Государства Российского.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов