«Вера и магия». Священник Валерий Духанин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера и магия». Священник Валерий Духанин

* Поделиться
о. Валерий Духанин

Наш собеседник — клирик Николо-Угрешской семинарии священник Валерий Духанин.

Мы говорили о том, почему люди вместо Бога предпочитают обращаться к оккультным течениям, в том числе к магии, какие опасности за этим скрываются, а также как уберечь себя от влияния темных сил и укрепить свою веру. Отец Валерий рассказал о своей новой книге «Вера и магия» и ответил, что побудило его писать именно на эту тему.

Ведущий: Александр Ананьев


А. Ананьев

- Добрый вечер, дорогие друзья, вы слушаете радио «Вера», меня зовут Александр Ананьев и в очередной раз мне пришла пора задавать свои вопросы неофита. И очень здорово, что иногда с Божьей помощью даже не столько у меня рождаются вопросы, сколько тема для разговора рождается сама, а появилась тема для нашего разговора буквально весной этого года. В издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» вышла новая замечательная книга священника Валерия Духанина «Вера и магия». Вы знаете, должен сказать, что легкий слог, глубокие размышления и абсолютная какая-то харизма невероятная вот этого теплого священника доставляет огромное удовольствие, общение со священником Валерием Духаниным и его прекрасной супругой Мариной стало настоящим праздником для нас с Аллой Митрофановой совсем недавно в программе «И будут двое» на телеканале «Спас», обязательно посмотрите эту программу, если вы ее еще не видели, вот безусловно она станет для вас откровением, вот искусство построения семейных отношений. Но сегодня мы будем говорить с ним о книге. И разрешите мне представить вам, дорогие друзья, священника Валерия Духанина. Добрый вечер, отец Валерий.

о. Валерий

- Добрый вечер, дорогой Александр, добрый вечер, дорогие наши радиослушатели.

А. Ананьев

- Как изменилась жизнь в Сергиевом Посаде? Вы ведь там сейчас живете и, насколько я знаю, непростые времена за этот период пандемии пережил Сергиев Посад? Насколько это сказалось на вашей жизни, на вашем служении и на вашей работе?

о. Валерий

- Да, спасибо за такие вопросы. Вы знаете, конечно, жизнь изменилась, она везде изменилась, но чисто, я бы сказал так, внешне она изменилась, так-то, по идее, у христианина внутренняя жизнь не должна меняться, может быть, наоборот даже такие испытания, они где-то нас подстегивают к такой внутренней дисциплине, внутренней организации. Если раньше мы немножко так полурасслаблены, знали, что храмы открыты, если что – придем, то тут вот начинаешь понимать, что храмы-то закрыты и туда тебя особо-то не пустят и поэтому возникала такая не то, что проблема, а насущная такая вот задача: правильно организовывать жизнь семьи, чтобы обязательно молиться, чтобы в воскресные, праздничные дни хотя бы какие-то свои семейные моления в честь праздника совершать и каждый день вот так выстраивать. А так, в целом, конечно, сейчас-то Лавра уже открыта и Академия открыта, в основном, я приходил в академический храм, но еще есть ряд ограничений, просто я-то вхожу в группу риска ввиду некоторых хронических заболеваний и поэтому еще такой полноты богослужений еще пока не могу испытать. Ну, это так, если кратко сказать.

А. Ананьев

- Ну, дай Бог вам крепкого здоровья в этом испытании с этим заболеванием. Вы, друзья, я обращаюсь сейчас к слушателям радио «Вера», я обращаюсь сейчас как раз из программы «Да будут двое», которую можно найти на сайте телеканала «Спас», однако сейчас мне хочется поговорить, в первую очередь, о вашей книге. Сначала хочу задать вам вот какой вопрос: сам я никогда не обращался к гадалкам, мне 42 года, я взрослый человек, странно было бы.

о. Валерий

- И не обращайтесь, и не сто́ит.

А. Ананьев

- Об этом поговорим. Последний раз мне гадали на картах друзья в детском пионерском лагере 33 года назад, я даже вспомнил, когда это было, мне было тогда 9 лет и это была абсолютная игра. Я живу в большом городе в XXI веке и мне кажется, что все эти гадалки, которые могут приворожить или навести порчу – ну, это просто какие-то нечистые на руку аферисты, которые пользуются легкомыслием или недалекостью, или ситуацией обычных людей и выманивают у них деньги – это действительно проблема или они просто действительно жулики?

о. Валерий

- Прежде всего, конечно, жулики, самые настоящие жулики, но я даже, как священник и как автор книги общался с теми, кто прошел, скажем так, профессионально этот путь оккультизма и потом эти люди раскаялись. Оккультизм – это вообще такое собирательное наименование, то есть там и астрология, там и вот эти гадания, там и хиромантия гаданий по руке и напрямую, конечно, самое такое, основное – это магия в ее чистом виде. Но зачастую, если брать гадания по картам, то эти гадатели, они прежде всего действуют, как психологи такие опытные, рассматривают человека, быстро улавливают какие-то его переживания, у некоторых людей все его беды, все его слабости на лице написаны и поэтому по мере общения они просто втягивают человека, чтобы вытянуть что-то из него, то есть здесь прежде всего, конечно, явная такая афера, ну а люди, поскольку им уделили внимание, то они начинают где-то расслабляться, доверчиво так относиться, то есть иногда бывает это просто потому, что вдруг им уделили внимание, начинают рассуждать о их жизни и тут же ох как интересно, заманчиво, заглянуть бы туда, в свое будущее. На самом деле ничего такого-то здесь нет. Другое дело, что бывают, скажем так, некие такие экстрасенсорные личности, сразу скажу, что искушение демонических падших сил, ну, я бы даже так сказал, как некая форма одержимости, то есть одержимость, она по-разному себя проявляет, иногда с помощью таких вот, достаточно злых форм, болезненных для человека, когда падший дух схватывает человека, он скрежещет зубами, как мы читаем в Евангелии, Спаситель исцелял таких бесноватых людей, а бывают такие лукавые духи, которые занимаются как бы прорицаниями и об этом  тоже мы в Священном Писании в книге Деяний встречаем такое упоминание, когда апостол Павел, это уже на территории Эллады, там, где рядом город Фиати́р был, и вот одна предсказательница, которая своим господам доставляла немалый доход: она шла и пыталась возвещать, что эти люди, указывая на апостола Павла – рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения, то есть вроде бы даже она говорила точное предсказание, но при этом апостол Павел сказал: «Замолчи и выйди из нее», то есть, он увидел, что это бес так заманивает людей и демон оставил эту женщину, покинул ее и тут же у нее пропал этот дар прорицания, то есть вот этот дар прорицания был чисто демоническим, а демоны, так, забегая вперед, предвосхищая некоторые ваши вопросы последующие, они, на самом деле, ведь не знают будущего-то на самом деле и, как правило, у них там тоже такая каша просто. Тоже вспоминается из жизни Достоевского, как он однажды тоже попался на такую предсказательницу, они с каким-то из своих приятелей вместе зашли к этой предсказательнице, и она им наговорила всего-всего, и потом этот приятель вспоминает, что бо́льшая часть оказалась сущим вздором, то есть то, что она предсказывала, не имело к реальности никакого отношения, но, правда, одно ее такое слово, что впоследствии его ожидает большая слава – вот это действительно проявилось, когда он произносил речь в честь Пушкина в Москве (или сейчас, честно говоря, подзабыл, даже, наверное, в Петербурге все-таки) отмечался юбилей в честь Пушкина и после этой речи в честь Пушкина все стали говорить о Достоевском, он действительно получил такую невиданную популярность. Но, по большому счету, эти предсказания, они нам ничего не дают, ничего не прибавляют, наоборот, даже прибавляют каких-то искушений со стороны тщеславия и само доверие к падшим духам, оно, конечно, опасно. Вот так.

А. Ананьев

- Отец Валерий, у меня сразу вот какой вопрос, для меня было неожиданностью услышать от вас, я еще раз повторю: я считаю всех тех людей, которые отклеивают столбы в Санкт-Петербурге, почему-то вот именно в Санкт-Петербурге таких объявлений много: гадалка, ворожея – я их считаю жуликами и если, давайте нарисуем такую ситуацию неофитскую: если я иду по улице и какая-то немолодая женщина в длинном черном платье взмахнет палочкой и скажет: «Александр, напущу на тебя зло!» я рассмеюсь, скажу: «Дай Бог тебе здоровья, бабушка, ступай своей доро́гой» и естественно, это никак вообще не скажется на моей жизни, это все равно как черная кошка, которая пробежит мимо, я просто постараюсь на нее не наступить. И вы говорите, что есть люди с экстрасенсорными способностями, которые действительно обладают возможностью как-то, получается, изменить мою жизнь?

о. Валерий

- Не совсем так или, по крайней мере, не так, как это понимают люди, доверяющие экстрасенсам. Я говорю о том, что существует некое обольщение со стороны падших духов, потому что мир наш – он что собой представляет, то есть: есть Господь Бог, есть Ангелы, которые ему верны, а есть такие, скажем, духовные паразиты, то есть отпадшие ангелы, демоны или бесы, вот они зачастую обольщают людей, пытаются что-то там им внушить, внести какие-то свои, прежде всего, конечно, в плане откровенных грехов свои наваждения, но, допустим, если брать язычество, традиционные языческие народы, у которых шаманизм и прочее, то там эта форма одержимости падшим духам, она присутствует, которые пытаются как-то воздействовать на человека, но для каждого крещеного православного христианина это абсолютно не страшно, это никакого влияния на него не оказывает. Вы спрашиваете про некие эти реалии: лучше именно так, как вы и сказали, если кто-то заявит, что наведет на вас порчу, то лучше даже не придавать этому никакого значения, потому что у нас есть Господь Бог и Господь Бог, Он везде и зачастую нам вредит не какая-нибудь порча, а наши страхи о порче, то, что мы начинаем впадать в это малодушие, накручивать что-то внутри себя…

А. Ананьев

- То, что называется «психосоматикой», да?

о. Валерий

- Да, такая внутренняя дестабилизация, мнительность, из-за этого и начинаются какие-то у нас проблемы с нашим здоровьем, потом, если случились какие-то беды, мы начинаем их соотносить со зложелателями, а ведь Господь в Евангелии, помните этот случай, как Спаситель исцеляет бесноватого, в котором легион бесов и они не могут даже в свиней войти по собственной воле, то есть они спрашивают позволения, чтобы Господь им разрешил войти в свиней, то есть у них нет такого влияния на мир, как это пытаются представить сами экстрасенсы, колдуны и прочие, поэтому никакие их угрозы, они нам не страшны совершенно и как бы они ни пытались представить, что они могут чего-то сделать - лучше этому не придавать никакого значения, потому что каждый православный христианин, он благодатью Божией защищен, я вот так скажу. Но все-таки есть реалии падшего духовного мира, реалии язычества, реалии одержимости и оккультного служения сатане, это, конечно, встречается, но нам не это вредит, нам вредят наши собственные грехи.

А. Ананьев

- Вы слушаете радио «Вера», «Вопросы неофита» продолжаю задавать я, меня зовут Александр Ананьев и сегодня мы вместе со священником Валерием Духаниным беседуем в первую очередь, конечно, о его новой книге «Вера и магия», которая вышла недавно в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». А сейчас я хочу задать вам вот какой вопрос, отец Валерий, смотрите, вот у меня есть мой мир, в котором я живу, в этом мире на первом месте Бог, конечно же, и Христос, к которому я иду и стараюсь как-то ориентироваться в своих мыслях и поступках именно на Него. И в этом мире, - я вот это осознал недавно, - в этом мире нет даже места пониманию того, что существуют так называемые бесы и прочие создания падшего мира, как вы о них говорите. Скажем так, я абсолютно, - я это осознал недавно – не верю в этих бесов. Я как себе представляю эту ситуацию: ну вот если происходит какая-то нехорошая ситуация со мной, я позволяю себе то, чего позволять, наверное, не сто́ит – я же отдаю себе отчет в том, что это никакие не бесы меня попутали – это моя слабость, моя глупость, мое несовершенство, моя ошибка, валить ее на каких-то бесов, мне кажется, было бы неправильно. И вот я смотрю на все это и понимаю, что - какие бесы? Я сам себе бес, если я вот так веду себя. Они как проявляют себя и как от них можно защититься? Вы понимаете, я просто не верю в бесов.

о. Валерий

- Ой, ну, вы уж не посчитайте, что я собираюсь заверять вас в существовании бесов и селить в вас эту веру, потому что вера наша должна быть обращена прежде всего к Богу, потому что вера – это всегда внутренняя взаимосвязь и к чему мы внутренне взор устремляем, то и есть у нас в сердце. Если мы верим в Бога и к Нему внутренне стремимся, то к Богу наш взор внутренний сердечный и обращен, а если мы будем размышлять про бесов, специально убеждать кого-то в вере в них, то думаю, что здесь могут последовать какие-то нестроения в духовной жизни, что-то исказиться. И, в общем-то, все, что вы сказали - это совершенно справедливо, мы сами виноваты в своих проступках, но все-таки есть, конечно же, опыт святых людей, которые свидетельствуют, что, помимо наших собственных мыслей, наших собственных пожеланий бывают еще и «приражения», вот так они называют это, «приражения» невидимого врага, когда вдруг может проскользнуть какая-то мысль и есть невидимые для нас падшие духи, которые могут и стараются внушить нам что-то, подбросить какой-то злой помысел, а мы либо принимаем его, либо отвергаем, но повторю, что я совершенно не собираюсь становиться апологетом этого демонического мира и убеждать в его реалии. Но, с другой стороны, помните, как у Льюиса, у него есть там в одном из произведений…

А. Ананьев

- «Письма Баламута?»

о. Валерий

- Да, да, в «Письмах Баламута» то, что самое такое одно из грандиозных достижений дьявола заключалось в том, что он убедил людей в том, что его нет. Тут что имелось ввиду: тут имелось ввиду, что мы должны знать, что есть все-таки вот эти духовно-отрицательные реалии, не только Господь Бог и светлые Ангелы, но и падшие духи. Потом, ведь какая ситуация, я общался неоднократно с теми, кто профессионально занимался оккультизмом и что мы видим: у них действительно есть чин посвящения себя дьяволу и потом, те, кто слишком уж углубляются в эту сферу – им начинают и сами бесы являться в каких-то жутких образах и потом выйти из этого очень-очень трудно, то есть те, кто слишком туда залезли, в этом как раз опасность оккультизма – что это не просто любопытство какое-то, игра любопытного ума, ты поинтересовался этим, потом оставил это и все, а если ты слишком туда углубился, то это может иметь такие последствия, что и сами бесы в какой-то момент могут тебе явиться. Помните, где-то в 80-е годы было такое повальное увлечение уфологией, уфология – это НЛО, вера в эти летающие тарелки, на самом деле, это тоже одно из таких демонических обольщений, но я встречал людей, которые поначалу сами пытались просто интересоваться, любопытство проявляли, а потом, в итоге, они сами начинали видеть эти летающие тарелки и потом даже какие-то более близкие такие встречи и это сопровождалось уже каким-то состоянием и чувством ужаса непередаваемым, то есть тут явно проявлялось что-то бесовское за этими контактами. В общем, такие реалии, они все-таки есть и время от времени мы это слышим на исповеди от людей, которые с этим соприкасались, но для обычного такого нормального православного христианина лучше все-таки особо не влезать в эту сферу, в общем-то, как вы, полностью сознавать лишь свою ответственность за допущенные какие-то оплошности.

А. Ананьев

- Ну спасибо вам большое за то, что вспомнили вот эту прекрасную фразу Клайва Льюиса Стейплза о том, что «величайшее достижение дьявола – убедить людей в том, что его не существует», вот важно помнить об этом. Короткая цитата из вашей книги: «Главный принцип магизма – урвать здесь и сейчас, заполучить любыми способами, насытить страсть своего сердца». Я прочитал вот эту строчку из вашей книги и, знаете, вспомнил, я вам просто сейчас прочитаю, а вы сами поймете, о чем идет речь: «Управляй мечтой», «Бери от жизни все», «Все в восторге от тебя», «Уже хочу», «И пусть весь мир подождет» - вы понимаете, о чем я говорю?

о. Валерий

- Ну, конечно, понимаю, вот именно с таким умонастроением люди ради своего благополучия, они к кому угодно сходят. Они, могут, конечно, пойти в церковь, там свечку поставить перед иконой для того, чтобы было хорошо, но они же пойдут к той же самой гадалке, про которую вы сказали, пойдут к какому-нибудь магу, чтобы он приворожил понравившегося человека или попробовал, как они считают, порчу с них снять или болезнь отвести, то есть вот эту любовь к комфорту к личному, этот эгоизм, он и лежит в основе бед всех человеческих, собственно говоря, это лежало в основе грехопадения и весь оккультизм, он весь там, в первом вот этом искушении, когда Еве еще змей указывает на запретный плод и говорит, что «Вы будете, как боги, знающие добро и зло». И Ева уже смотрела особыми глазами, что это плод, он вожделенен, потому что дает знание и, собственно говоря, весь оккультизм, он и представляет собой вот это тайное знание, оккульт, то есть эти тайны какие-то, считается, знания, которое якобы могут дать какую необыкновенную силу и при этом что получается – что человек тут пытается заполучить это все сам по себе, ну а про Бога он уже забывает и в этом как раз самый страшный трагизм, потому что, отрываясь от своего Создателя, от любящего нас Небесного Отца, мы в конце концов оказываемся ни с чем. Вот один раскаявшийся колдун, он так говорил о себе, что к нему приходили какие-то предприниматели, такие, достаточно состоятельные люди, он им там составлял на основании звезд вот эти астрологические прогнозы, он гадал, он свои магические заклинания делал и поначалу вроде бы у них все получалось, вот они приходили еще и еще, а потом у них неожиданно обрушилось все буквально, не только в бизнесе, но и в семейной жизни, и здоровье у них летело. И он делал такой вывод, что дьявол своим адептам в конце концов не оставляет ничего, вообще ничего, то есть поначалу он подманивает человека, пытается завлечь его в свои сети вот этих оккультных учений, а потом он его оставляет просто с ни с чем, то есть он над человеком смеется, человек ему не нужен, человек нужен только Богу, что Бог есть Любовь, если мы с Богом, то и сами будем переживать вот эту удивительную любовь, а в отрыве от Бога человек увядает и падшие духи, они только затягивают его поближе к аду.

А. Ананьев

-  С вашего позволения, я приведу здесь эту цитату из книги «Вера и магия»: «Поначалу поклонники магии и всякой эзотерики вроде бы получали чего хотели, но проходило некоторое время, и у них обрушивалось буквально все: семья, здоровье и благополучие, дьявол словно с ними играл, подманивал, прикармливал, а затем наносил подлый, всесокрушающий удар». Потрясающе написано и это действительно так и есть. И я сейчас вас слушал, отец Валерий и у меня возникло вот какое предположение: а что, если (я сейчас не утверждаю, я сейчас предполагаю) а что, если все эти маги, колдуны и прочие бабы Яги остались в прошлом, а сейчас им на смену пришли те, кто учат нас успеху: школы личностного роста, коучи и прочие специалисты, которые занимаются развитием человека и направлением его в сторону успеха, ну, туда, где «Управляй мечтой», «Бери от жизни все», «Все в восторге от тебя», «И пусть весь мир подождет». Я прав в своем предположении или же все-таки это не магия и оккультизм?

о. Валерий

- Ну, это созидание той самой древней Вавилонской башни, которую строили-строили и так и не могли построить, перестали друг друга понимать, то же самое и здесь: они пытаются строить вот этот успех, достичь до небес, все тайны сорвать для себя, покров тайны всякой и до небес в том смысле, что уже без Бога, сами поднимемся выше небес. Но что в древнее время, что теперь такой поиск, такие строительства, они обречены, конечно, на неуспех, но в плане того, что они его заменяют – ой, не знаю, потому что, как правило, у людей все очень намешано и бывает вроде бы даже такие уже люди, достаточно преуспевшие внешне, у которых миллиарды состояния, а все равно они вдруг обращаются к каким-то оккультным вопросам, увидишь у них красную нить на руке, наверняка видели, да? Это тоже ведь проявление этих тоже оккультных мировоззрений магических и почему-то человек туда все время соскальзывает, в такой примитивный оккультизм.

А. Ананьев

- Отец Валерий, а в этот, как вы его называете «примитивный оккультизм» легко соскользнуть или же это зависит от человека? Ну, может быть, человек силен достаточно, чтобы не соскользнуть туда, пройти по краю, посмотреть, заглянуть и идти дальше? Мне просто пришло в голову, что вот, допустим, гороскоп на последней странице газеты, которая лежит у меня сейчас в почтовом ящике в доме – ну ведь ничего же не случится, казалось бы, если я открою этот гороскоп и думаю: «так, кто я там, лев по гороскопу, ну, давайте прочитаем, что меня ожидает» - неужели мне это может навредить?

о. Валерий

- Если просто пробежите глазами и потом пойдете себе дальше, то это вам не повредит, но, знаете, бывает так, что сначала любопытство возникает, а потом это превращается в такую игру, я бы так сказал, такую игру, которая тебя заманивает и человек уже полностью сидит и не может от этого оторваться, уже ждет какие-то новые гороскопы, то есть тут появляется у человека такой азарт, и у него меняется внутреннее состояние души и уже он чем руководствуется – тем, что кто-то, самое страшное, что эти гороскопы кто-то составляет, а твоя-то собственная воля, она где? Где твоя собственная личная свобода, ты  сразу сдал себя самого на чье-то попечение и отказался от своей свободной воли и только и ждешь очередного гороскопа, тогда как иногда бывает, знаете, достаточно просто помолиться, перекреститься и идти спокойно делать, и все получается, а эти люди, они загоняют себя в эти дебри: в один день туда не ходи, в этот день то не делай, еще начинают считать, в какой день кто родился, не дай Бог, что 29 февраля, а не 28-го, высчитывать какие-то «несчастные дни», пятница, 13-е и прочее, сами свою жизнь превращают в какую-то мрачную пещеру. Тут я считаю так, что всякий путь к несвободе – это уже, конечно, не на пользу человеку, а астрологические прогнозы – это несвобода, они  построены на том, что человек - не бессмертная душа, созданная по образу и подобию Божьему, а существо, зависимое от каких-то далеких, даже не светил, они нам не очень много, может быть, светят, от каких-то далеких, созвездий, внешне воспринимаемых взаимосвязей между космическими телами, а сами эти космические тела друг от друга очень и очень далеко отстоят, на самом деле, у нас-то больше влияния от чего – от солнца, луны, в силу естественных физических законов, а те созвездия-то, они вообще никакого отношения к нам не имеют, а тут человек, он теряет свободу, он себя туда встраивает, я считаю так, что прежде всего это страшно тем, что ты свое мировоззрение личное жизненное ставишь на путь несвободы.

А. Ананьев

- Другими словами, вся эта история с предсказаниями, гороскопами и прочим оккультизмом – это прямая дорога вниз, к несвободе, в сторону, противоположную Богу. Через пару минут полезной информации на светлом радио, отец Валерий, мы продолжим разговор, у меня еще немало вопросов к вам. Дорогие друзья, не переключайтесь, мы продолжим совсем скоро.

А. Ананьев

- Вы слушаете светлое радио, я Александр Ананьев, человек, который задает вопросы неофита замечательным собеседникам и сегодня у меня в гостях священник Валерий Духанин, автор книги «Вера и магия», которая вышла на днях в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник». Отец Валерий, а что побудило вас взяться за такую темную сторону человеческой души и посвятить свое время, ведь много времени ушло на написание этой книги, пришлось, в общем-то, повозиться в грязи, прямо скажем, что заставило вас написать эту книгу?

о. Валерий

- Ну, конечно, эта книга, она не самая последняя из того что я писал, я потом отказался уже от этих тем, перешел на более светлое, потому что вы правильно сказали, что, когда касаешься тем оккультизма, то как будто копошишься в грязи, хотя поначалу сам этого не замечаешь. Но почему обратился к этой теме – потому что это повально распространено среди народа, везде кто-то завязывает узелочки, кто-то эту подкову вешает, кто какие-то обереги, кто нашептывает свои заговоры, при этом приплетает туда имя Божие, на самом деле, Бог им вообще не нужен, они рассматривают даже молитвы, когда они произносят, просто как такие, своего рода заговоры, что они будут действовать в силу самого произнесения этих слов и из-за этого было немножко такое печальное представление, что вроде уже XXI век, а все равно люди по-прежнему в это погружаются, есть много разных течений, скажем, какая-нибудь такая теософия, которой интеллигенция больше интересуется или учение Рерихов, а есть такой простонародный оккультизм, который имеет повальное распространение и вот именно той тематике я и посвятил свою книгу, то есть тому оккультизму, который, как правило, распространяется среди простого народа, где страхи перед порчей, перед сглазами, доверие астрологическим прогнозам и все прочее. Почему взялся – именно поэтому, хотелось предостеречь, что ли, людей, ну и потом, встречались люди, которые прошли через этот путь, там я описываю, живые примеры привожу, может быть, кого-то это предостережет и убережет от подобных ошибок.

А. Ананьев

- А ошибку совершить, на самом деле, я сейчас это понял благодаря вам, ошибку совершить гораздо проще, чем кажется, вот вы сейчас упомянули Рериха, я сейчас поймал себя на том, что не раз говорил своим друзьям, вон даже своей жене говорил: «Дорогая, - говорю, - мое место силы, это в моем случае – это сквер Новодевичьего монастыря в Москве, я туда прихожу и мне там хорошо». А вот само это определение - «место силы», оно же какое-то не христианское, по-моему.

о. Валерий

- У оккультистов, у них есть, в основном, понятие вот этих энергий…

А. Ананьев

- Вот это то, что я имею ввиду, я там чувствую какую-то энергию.

о. Валерий

- …энергетических точек и они могут говорить так, например, что есть на земле определенные энергетические точки, равно, как и сам человек, у него тоже есть свои энергетические точки. И получается так, что оккультизм, в чем его отличие как раз от христианства – он исповедует не веру в Бога, как живого Создателя нашего, любящего нас, а он исповедует веру в некую такую безликую энергию, эту безликую силу, которая проявляет себя то там, то сям и которой можно подзарядиться, как автомобиль, допустим, на заправке, заправился – поехал дальше. И они упраздняют само понятие о Боге, никакого обращения к Богу здесь нет. На самом деле, энергии, они не бывают безликими, в духовном мире, я имею ввиду, и святые отцы об этом говорят, что есть либо Божья благодать, благодать Святого Духа, которая осеняет тех же светлых Ангелов, либо вот это демоническое проявление падших сущностей, которые обольщают человека, отчасти может показаться, что они тоже дают какую-то силу, энергию, в Евангелии мы читаем, как одержимые, они разрывали цепи, которыми их сковывали, вот так вот какой-нибудь современный искушенный подросток скажет: «Ну вот мне бы такую силу, чтобы цепи разрывать». А если вчитаться в текст Евангелия, там ведь что мы видим – что эти бесы, они мучали этих одержимых людей, то есть да, цепи-то он разрывал, но внутренне он был несвободен, он как раз был скован внутренними цепями, цепями демонического воздействия и в этом-то и есть как раз главное искушение, что люди вначале пытаются экстрасенсорикой овладеть для того, чтобы как бы энергия силы, а потом оказываются, что они чувствуют, что они сами становятся зависимыми от этих невидимых духовных сущностей, то есть, прямо скажем, от бесов, от демонов и они не могут оттуда вырваться, то есть они находятся в этих внутренних оковах, есть обязательно эта подноготная оккультизма, поэтому так просто рассуждать о каких-то энергиях или силах тоже достаточно опасно. У нас есть Божья благодать и задача христианина ей приобщаться. Вот так вот, Александр.

А. Ананьев

- А если вернуться к тому самому месту, о котором я вам сказал – о сквере Новодевичьего монастыря, в этом есть опасность, в том, что всей душой стремлюсь туда, потому что мне хорошо, я чувствую там что-то, что я не чувствую в соседнем квартале буквально? Или же это все в порядке и хорошо и это нормально для человека – чувствовать себя комфортно в каком-то конкретном месте?

о. Валерий

- Это вполне нормально и нас одни места привлекают, в других местах мы себя не очень чувствуем и даже бывает так, что мы приходим в один храм – у нас там сердце, оно более как-то оттаивает, нежели в другом храме, хотя в каждом храме одинаковая благодать, то есть, видимо, здесь есть больше наши такие вот душевные черты и качества, которые неодинаково раскрываются в том или ином святом месте, вот как были разные святые, допустим, преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкий, они очень отличались друг от друга, святитель Игнатий Брянчанинов и святитель Феофан Затворник – тоже такое огромное отличие и вот так и у нас тоже, душа, она у каждого своя и по-своему реагирует даже в монастырях, в обителях и бывает так, что какое-то место, оно нам особенно родное, почему – потому что есть отклик нашей души, вот там мы что-то почувствовали, какую-то гармонию, а всякая гармония вот эта душевная – это тоже отблеск рая первозданного и я не думаю, что есть в этом что-то плохое, что человек чувствует себя так по-особому, с такой душевной гармонией в данном месте и на природе тоже, потому что природа – это же богозданный мир.

А. Ананьев

- Как сказал, поправьте меня, если я ошибаюсь, по-моему, батюшка Серафим Саровский: «Все мне можно, но не все мне полезно».

О. Валерий

- Это сказал еще апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», так он говорил. А преподобный Серафим Саровский, он уже повторял, конечно, цитировал.

А. Ананьев

- Я сейчас возвращаюсь к тому, что, как мне кажется, довольно безобидно: каждый раз, когда мне, до недавних пор, дарили книгу, а мне очень часто дарили книги, я говорю: «Ой, слушай, здорово, давай-ка посмотрим, что вот эта книга нам сейчас скажет». И вот ты открываешь ее на первой попавшейся странице, - такая забава книголюбов, - тыкаешь пальцем, читаешь абзац и пытаешься его как-то трактовать, а вот что это значит? И мне казалось это потешной игрой, не более, но вот сейчас, слушая вас, я начинаю думать: а может, это действительно не так безопасно, как может показаться?

о. Валерий

- Я так вам скажу, что в истории бывали случаи, когда даже святые люди, они меняли свою жизнь, допустим, преподобный Антоний Великий, однажды он пришел в храм, и он услышал, что «Если хочешь быть совершенным, то продай все имение твое и приходи следуй за мной», так Спаситель говорил юноше, Антоний Великий, слушая слова Писания, вот он только зашел, услышал это, он воспринял это, как обращенное лично к нему, и он так и поступил, продал свое имение и потом стал таким известным великим монахом, аскетом. То есть иногда бывает так, что мы иногда открываем Писание и то, что мы читаем, становится именно таким непосредственным откликом и ответом на то, что мы искали или чего жаждет наше сердце, как блаженный Августин, когда он тоже открыл Священное Писание и слова апостола Павла о том, чтобы жизнь свою посвящать не страстям греховным, а все-таки посвятить Богу, Августин, он очень долго шел к православию, и эти слова апостола Павла, они тоже поменяли резко его жизнь, но это такие редкие исключительные моменты по Промыслу Божьему, а если начать это вводить в какую-то систему специальную: а ну-ка вот, я сейчас открою и что мне скажет этот текст? То есть если пытаться в каком-то смысле гадать по книге, то это уже, конечно искушение человеческое, тут без дьявольского обольщения можно не обойтись.

А. Ананьев

- То есть весь вопрос в том, насколько это обладает тобой, правильно?

о. Валерий

- Да, ну, если шутя вы открыли и вдруг действительно там такое важное, может быть, наставление, то это все нормально, а если вы начнете гадать, как некоторые, они по книгам гадают, такие есть тоже оккультисты, они именно совершают свой ритуал, а потом открывают книгу, читают и начинают это как-то трактовать, это уже, конечно, бесовщина.

А. Ананьев

- Одна моя хорошая знакомая говорит, что каждый раз, когда у нее возникает вопрос в жизни или проблема, она берет любимое издание Евангелия и открывает его на первой попавшейся странице и обязательно находит там ответ на тот вопрос, в котором бьется ее душа и сердце, ведь это хорошо?

о. Валерий

- Ну, я тут осуждать, конечно, не буду, может быть, она уж так молится от сердца, что Господь открывает, но в целом я бы не рекомендовал увлекаться вот этим, понимаете, потому что все-таки, а вдруг попадет на какое-то место, которое вообще не пойми чего? Вот как, знаете, один мой знакомый, уж я про своего знакомого расскажу, он встречается со своим приятелем, он увлекается оккультизмом, говорит: «Вот, я гадаю по Библии и только что нужно знать – я открываю и узнаю́, это лично ко мне обращено». Говорит: «Ну, попробуй», и вот этот мой, он православный-то, молится, а тот открывает – и прямо слова там про Иуду: «И он пошел и удавился». «Ой, ой - говорит, - нет, нет, это мне не надо» и так сразу засмущался. То есть, понимаете, могут попасться тексты, которые ничего, кроме смятения, нам не принесут, но лучше все-таки такой способ на себе не испытывать.

А. Ананьев

- Обратиться лучше к духовнику.

о. Валерий

- Ну, конечно, а то что же, она открывает книгу, каждый раз читает и говорит, что вот, я думаю, что это опасно все-таки.

А. Ананьев

- Вы слушаете радио «Вера», вопросы неофита задаю я, Александр Ананьев, сегодня мы беседуем с замечательным священником Валерием Духаниным о его книге «Вера и магия». Знаете, когда я увидел саму обложку этой вашей книги, отец Валерий, я, признаться, подумал, что книга немного о другом, и вот это, наверное, самая сложная часть нашего разговора, потому что очень часто, и я это знаю по себе, я сейчас, не подумайте, не говорю о ком-то еще, очень часто мы, считая себя людьми верующими, ходим в храм, ставим свечки, принимаем участие в литургии, в душе остаемся настоящими язычниками, превращая Веру с заглавной буквы в магию с буквы маленькой. Мы приходим и говорим: «Так, у меня проблемы с работой, дай-ка, я куплю вон ту толстую-толстую свечку, поставлю ее возле вон той прекрасной иконы Святителя Николая, произнесу молитву, и у меня все наладится с работой». Или: «Дай-ка, я сейчас напишу записку, заплачу за нее побольше денег, и священник будет ее читать, и ситуация исправится». Я это понимание того, что есть разница между язычеством и верой называется магизацией веры, как сказал мне один священник, я узнал тоже из разговора с одним замечательным батюшкой. Как избежать того, чтобы вера превращалась в язычество, отец Валерий и вообще, наверное, вы часто встречались с такой ситуацией?

о. Валерий

- Встречался часто и потом, когда пытаемся это объяснять, люди иногда пытаются как-то возражать, им более, может быть, естественно на таком уровне веры останавливаться. А я могу сказать лишь одно – что подлинная вера, она бескорыстна, понимаете, вот магический подход – это подход корыстный, он выстраивается по принципу: я – тебе, а ты – мне, вот как в древности язычник приносил какое-то пожертвование, на огне возносил его перед каким-то истуканом и ожидал, что вот это божество поможет ему. Так и у нас может быть, что мы ставим какую-то свечу потолще, что-то делаем и как бы говорим, что я - тебе, ты – мне, то есть такой подход взаимовыгодного договора, вот в православии все-таки и в правильной духовной жизни, здесь должно быть полное бескорыстие и доверие Богу, что Господь сам знает, что для нас лучше, вот болеть нам или исцеляться, продолжать трудиться на этом месте или быть уволенными, а почему уволенными – потому что нам Господь откроет новые двери, к более, может быть, даже высокой должности и такое очень часто бывает, поэтому нужно немножечко свой эгоизм в сторону отодвигать и не пробивать упорно, что дай мне, Господи, вот это вот, дай мне, Господи, а духовная жизнь – прежде всего она основывается на чистом сердце, когда сердце чистое, то оно способно общаться с Господом и это приносит такую удивительную радость и свободу, с чем не сравниться ни что в этом мире.

А. Ананьев

- Я точно знаю, что нас сейчас слушает, как минимум, две прекрасные девушки, глубоко верующие, истинно верующие, чудесные, чистые сердцем и у обеих есть свое огромное даже не делание, а потребность, у одной, допустим, желание стать женой и мамой, но не складывается пока, у другой есть большое желание решить квартирный вопрос, потому что элементарно негде жить и надо как-то, чтобы решилась эта проблема, и они молятся, каждая о своем, одна – святителю Спиридону, другая – Святителю Николаю и упрекнуть их в этом у меня не поднимется рука, я сам молюсь, чтобы у них все сложилось, но получается, если следовать вашим наставлениям, не просить ничего себе, то получается, что они с минуты на минуту оступятся и свалятся в магию?

о. Валерию

- Лучше все-таки не усложнять так кардинально, что они свалятся в магию, если у них есть эта потребность, они испытывают нужду, то, конечно же, пусть молятся и пусть просят, но при этом все-таки говоря: «Не моя воля, но Твоя да будет». Мы просим, молимся о чем угодно, как святитель Игнатий Брянчанинов, он об этом говорил, что дозволяется нам просить о любых наших земных потребностях, не только духовных, не только о спасении нашей души, о том, чтобы мы с грехами какими-то расстались, но, в том числе, о наших земных телесных потребностях, не дозволяется молиться только о чем-то греховном, то есть мы не можем сказать: «Господи, убей моего соседа или убери начальника и так далее», это явные греховные просьбы, они исключены. Просьбы земные – это все возможно, но все-таки надо бы добавлять: «На все да будет Твоя воля, Господи». Самая молитва им пойдет на пользу, то, что они читают акафисты, это тоже такое духовное делание, просто со временем человек, может быть, начинает что прозревать – что, может быть, даже более полезным как раз и оказались вот эти постоянные моления, постоянное чтение акафиста, нежели получение слишком быстрое жилья, человек уже и не молится, и не просит, и про Бога редко вспоминает, то есть Господь нас так вот воспитывает, такими лишениями, скудостями земными, потихоньку подводит к осознанию самого главного, но то, что они молятся – это уже, я считаю, прекрасно.

А. Ананьев

- Любое неприятие сложившейся ситуации: отсутствие мужа рядом, отсутствие ребенка, отсутствие жилья, получается, из-за неблагодарности Богу за то, что Он дал это испытание?

о. Валерий

- Нет, как мы так можем говорить, что из-за неблагодарности или еще из-за чего, это мы, получается, как-то сейчас осудим какого-то человека, что он неблагодарен, поэтому…

А. Ананьев

- Я сейчас скорее даже про себя, у меня же тоже периодически случаются ситуации, когда с работой не все слава Богу, какие-то проекты слетают, мне хочется изменить что-то в своей жизни к лучшему и я начинаю просить, я начинаю требовать, как в одном телевизионном многосерийном фильме, там человек просто требовал у Бога, чтобы Он дал ребенка этой несчастной женщине, и Господь подарил ребенка этой женщине, но получается, что вот это вот неприятие испытания – это нехорошо и любая попытка попросить свидетельствует об отсутствии благодарности, то есть ты не говоришь Господу: «Спасибо Тебе за то, что Ты дал мне это испытание». Как, помните, тоже, Клайв Стейплз Льюис писал, что люди-то делятся на две категории, те, которые говорят: «Да будет воля Твоя, Господи» и те, которым Бог говорит: «Да будет ваша воля».

о. Валерий

- Да, вот, кстати, ваши слова, поскольку вы так вот на личный опыт ссылаясь, они уже звучат достаточно глубоко, проникновенно, когда человек это сам лично испытал, пережил на себе, то это всегда очень чувствуется, мы не можем такого предъявлять кому-то, но когда это у нас в жизни так происходит и благодарность - это самое главное, потому что такой человек, он и будет счастлив, на самом деле, то есть когда ты благодарен Богу, то у тебя внутри наступает какой-то простор, потому что человек, на самом деле, чего ему ни дай он не будет доволен, он потребляет, все ему мало, мало и счастлив не тот, у кого много всего, чего он хотел, а счастлив тот, кто благодарен Богу за то, что у него есть, поэтому, я думаю, что вы как раз в данном случае выразили, может быть, даже самый главный закон духовной жизни - закон благодарности.

А. Ананьев

- Отец Валерий, у меня последний вопрос, время, к сожалению, подходит к концу: как помочь человеку, который идет поступательно в сторону от Бога вниз, туда, где мрак оккультизма? Сто́ит ли пытаться помочь этому человеку, может быть, ему надо, опустившись на дно, оттолкнуться и убедиться в том, что это все плохо или же надо ему все же прийти на помощь, а если ему можно помочь, то как?

о. Валерий

- Вопрос ваш очень объемный, конечно, но ответ на него будет не настолько объемный: мы не можем часто вмешаться в жизнь другого человека и попрепятствовать ему в том, что он делает, поэтому иногда остается нам только от сердца помолиться, чтобы Господь как-то вывел этого человека из такой бездны. А если этот человек, он наш родной, близкий, если он готов прислушаться к нашим словам, то несомненно надо как-то с ним поговорить и привести именно живые примеры, чем это завершается, потому что я встречал многих людей, которые обращались к оккультистам и ничего, кроме бед, себе не заработали, поэтому тут важно такой живой пример, привести и этот пример из жизни, он может быть, окажется лучшим уроком.

А. Ананьев

- А действительно много живых настоящих примеров из жизни вы найдете в новой книге Валерия Духанина «Вера и магия», которая вышла в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник», зайдите обязательно на сайт этого издательства и познакомьтесь с этой книгой, хотя бы она доставит вам удовольствие, потому что читать то, что пишет отец Валерий - это всегда большое удовольствие. Спасибо вам большое, дай вам Бог крепкого здоровья, продолжайте радовать нас новыми книгами, вашей супруге Марине от нас низкий поклон, детям вашим и надеюсь этим летом все-таки увидеться в светлых стенах Троице-Сергиевой Лавры, где мне всегда очень хорошо.

о. Валерий

- Обязательно, вам огромное спасибо, храни Господи и дай Бог, чтобы мы, действительно, с Божьей помощью увиделись.

А. Ананьев

- Спасибо вам. Сегодня мы беседовали со священником Валерием Духаниным, вернуться к этому разговору вы можете в любое время на нашем сайте «radiovera.ru». Я Александр Ананьев, услышимся в следующий понедельник в восемь часов вечера здесь, на радио «Вера», до новых встреч.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем