«Великопостная музыка». Светлый вечер с Галиной Кольцовой и Антонием Висковым (26.02.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Великопостная музыка». Светлый вечер с Галиной Кольцовой и Антонием Висковым (26.02.2018)

* Поделиться

Ансамбль духовной музыки «Благовест»

У нас в гостях были руководитель хорового ансамбля духовной музыки «Благовест», заслуженная артистка России Галина Кольцова и композитор Антон Висков.

Разговор шел о церковных песнопениях и классических произведениях, посвященных Великому посту, об особом настроении этой музыки, а также о концерте хорового ансамбля «Благовест».


Л.Горская:

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь, с вами, в студии Лиза Горская, и сегодня у нас в гостях Московский ансамбль духовной музыки «Благовест». Я думаю, он в особом представлении не нуждается, это один из самых известных наших и любимых ансамблей. Его руководитель, заслуженная артистка России, академик Международной Академии Творчества Галина Васильевна Кольцова... Здравствуйте!

Г.Кольцова:

— Здравствуйте!

Л.Горская:

— ... и композитор Антон Висков.

А.Висков:

— Здравствуйте!

Л.Горская:

— Здравствуйте, Антон Олегович! Я предлагаю нам прямо и начать с музыки, потому что это, конечно, лучшая визитная карточка. Что будем слушать?

А.Висков:

— Мы сейчас услышим старинный духовный стих «Прими мя, пустыня». По некоторым данным, он принадлежит перу самого грозного царя Иоанна Васильевича. И, нужно сказать, что царь, как мы знаем, постоянно пытался покинуть своё непосредственно царское место, уклониться от своих должностных обязанностей и уйти в монастырь. И поэтому, может быть, возникла вот эта легенда о том, что вот этот духовный стих — на самом деле, он очень древний, и, видимо, принадлежит, так же, той эпохе, то есть, середине ХVI века — возникла легенда, что этот духовный стих, непосредственно, царский. Вот. Но ансамбль «Благовест» уже давно исполнял цикл — именно во время Великого Поста — цикл духовных стихов, который я специально написал для этого коллектива. Туда вошли «Стих покаянный», «Стих о смерти», «Стих о Страшном суде» — то есть, вот, такая тематика. Всё это основано на фольклоре, на русском народном духовном творчестве, обработано для солистов, хора и оркестра. И вот сейчас прозвучит этот стих «Прими мя, пустыня» в исполнении ансамбля «Благовест» с замечательным солистом — басом Димитрием Степановичем.

Л.Горская:

— А музыка Ваша?

А.Висков:

— Музыка... это — обработка, скажем так. Это обработка — там некоторые интонации, которые я использую, они подлинно фольклорные, но в целом, вся вещь — она, как у Римского-Корсакова, как у Мусоргского, она собственно авторская.

-ДУХОВНЫЙ СТИХ-

Л.Горская:

— Давайте поговорим о том, в какой момент исполняется это произведение.

А.Висков:

— Это — жанр внебогослужебной духовной поэзии. Внебогослужебной. То есть, он мог исполняться во время братской трапезы в монастырях, например. Он мог исполняться...

Г.Кольцова:

— В концертах.

А.Висков:

— ... в концертах уже сейчас, в наше время...

Г.Кольцова:

— В Великопостных концертах.

А.Висков:

— А в фольклорной традиции он исполнялся, вот, например, бродячими музыкантами. Вот эти покаянные, так называемые «умиленные», стихи, они существовали, вообще-то, вот, в фиксации, и даже в нотной фиксации знаменными знаками, в знаменной нотации существовали с середины ХVI века. А в фольклорной традиции, возможно, они и раньше были. И они отражают вот это религиозное духовное чувство народное, то есть — народная вера. И, действительно, они раньше звучали повсеместно, а вот сейчас уже, в начале ХХI века, они исполняются на концертной эстраде в виде обработок для академических различных жанров, в виде кантат, в виде ораторий. Вот, ансамбль «Благовест» очень много делает для этого, потому что такие циклы включены в его великопостные программы.

Л.Горская:

— То есть, это песнопение именно великопостное?

А.Висков:

— Я думаю, что желание оставить мир, убежать от своих грехов, скрыться в пустыне и посвятить себя Богу — оно присуще человеку вне зависимости, так сказать, от времени года. И я думаю, что этот стих, скорее всего, пелся в разные времена, но мы его включили именно в великопостный цикл, потому что оно по смыслу подходит. Потому что, как...

Л.Горская:

— Мария Египетская...

А.Висков:

— Да... ( когда же ), как не во время поста, ощущать свою греховность, и стараться убежать от мира, построить себе часовню в лесной глуши, молиться Богу, подвергаться искушениям, преодолевать их, и, в конце концов, выйти победителем.

Л.Горская:

— А что касается Богослужебного обихода — ведь, появляется Великим Постом тоже множество необычных, очень красивых песнопений, с особым настроением, с особым содержанием, смыслом. Хор даже меняет манеру пения — я обращаю внимание, что постом хор начинает петь тише, он начинает петь медленнее. Мне не кажется? Скажите, Галина Васильевна!

Г.Кольцова:

— Ну, конечно, Великий Пост — как-то совсем другое настроение начинается. Вот, начиная с 1-ой седмицы Великого Поста — и Богослужения определённой направленности, и просто молитвы, которые присутствуют на этих Богослужениях, определяют и характер исполнения, и настроение исполняющего их. Вот, у нас, в нашем репертуаре много интересных классических произведений, посвящённых Великому Посту. И вы сегодня услышите несколько песнопений самой Страстной Седмицы — это последняя неделя перед Пасхой, самая строгая неделя. И такие сочинения — например, Великого Четверга этой Страстной Седмицы — это Павла Чеснокова сочинение «Разбойника благоразумного». Мы исполняем его с солистом — Виктор Зойкин ( тенор ) и хор a cappella. Вот такое из Великого Поста и Страстной Седмицы. Ещё есть, например, характерная особенность Великого Поста: на Страстной Седмице вместо «Херувимской песни», которая поётся за каждой Литургией, поётся песнопение «Не рыдай Мене, Мати». Есть сочинение у Павла Чеснокова «Да молчит всякая плоть человеча», которое звучит в Великий Пост на Страстной Седмице.

Л.Горская:

— Расскажите, вообще, про историю этого песнопения. Может быть, про его смысл, про его значение. «Да молчит всякая плоть» — вот такие слова глубокие...

А.Висков:

— В тексте, там есть упоминание о том, что Херувимы так же поют песнь «Аллилуйа», воспевая Крестную Жертву Спасителя. Поэтому она и поётся вместо Херувимской. Потому что там Херувимам мы уподобляемся как бы, хор — Херувимы, здесь — так же. На месте «Херувимской» звучит вот это песнопение. А, в принципе, здесь что нужно сказать — в целом, о песнопениях Великого Поста. То, что они отражают душевное состояние человека, которое должно быть именно в эти моменты, в эти события — что мы сопереживаем событиям, мы сопереживаем Крестной смерти Иисуса Христа. И наши души — они должны сокрушаться, они должны быть наполнены покаянием. И вот покаянные моменты, моменты сокрушения душевного, скорби о собственных грехах, сознания своих грехов — они, как раз, пронизывают все песнопения Великого Поста. И вот, о каких бы мы песнопениях ни говорили — заменяемых, либо тех, которые звучат повседневно — всё равно, настроение покаяния и сокрушения в них должно присутствовать. Даже те же «Херувимские песни» — они разные. Есть «Херувимские» мажорные, радостные, есть «Херувимские», наоборот, минорные, грустные, и всё должно соответствовать церковному календарю, церковным датам, церковным праздникам. Конечно, когда мы имеем дело с песнопением праздников — с Рождеством, с Пасхой — это определённое состояние. Песнопения Великого Поста — соответственно, это покаяние. Вот, основная тема всех песнопений — это тема покаяния.

Л.Горская:

— С музыкальной точки зрения, вот Вы, как композитор, можете сказать, что песнопения Великого Поста гармонически и по манере исполнения отличаются, и как они отличаются?

А.Висков:

— Музыку сложно разбирать, особенно духовную музыку, вот по каким-то теоретическим, я бы сказал, канонам, по каким-то теоретическим фрагментам. Музыка — она отражает душевное состояние человека, и, в данном случае, как это происходит — это тайна. Это великая тайна. Потому что, когда мы слушаем «Страсти» Баха, или "Stabat Mater«Перголези — западно-европейскую духовную музыку Великого Поста — мы понимаем, что чистых рецептов, как это было написано, мы не можем привести. Это не кулинарная книга, что мы сделаем так и так — и получится так и так. Даже в кулинарной книге, при одном и том же рецепте, у одного повара получается одно блюдо, у другого — другое. Поэтому, в данной ситуации, когда композитор — современный, или композитор прошлого — обращается к такой тематике, он, в первую очередь, должен душевно, через себя это пропустить, и душевно сокрушиться самому, иначе это не напишешь. То есть, покаяние — оно должно быть в душе творца, в первую очередь, чтобы получилось песнопение, соответствующее настроению — тому, которое он хочет выразить. Понимаете?

Л.Горская:

— Спасибо. Давайте, послушаем. Музыка Чеснокова...

А.Висков:

— ... Павла Григорьевича Чеснокова, замечательного композитора, творца нового стиля, нового церковного стиля в начале ХХ века, который называется «новой московской школой», «синодальной школой» церковного пения. Это русский... такой... модерн, я бы сказал, русское духовное Возрождение. Вот.

Л.Горская:

— «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом...»

-ПЕСНОПЕНИЕ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Л.Горская:

— Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», и сегодня у нас в гостях Галина Васильевна Кольцова, руководитель Московского ансамбля духовной музыки «Благовест», заслуженная артистка России и академик Международной Академии Творчества, и композитор Антон Висков. И мы говорим про великопостную музыку. Я предлагаю поговорить о такой интересной традиции, которая существует — Великопостные концерты. Вообще, что это? Это особое какое-то явление в музыкальной культуре?

А.Висков:

— Дело в том, что до революционных событий в России во время поста были запрещены зрелищные мероприятия — театральные и светские концерты. Но это естественно, что люди должны были посвятить свою жизнь молитве, благочестивым размышлениям. И вот, духовные хоры, которые в другое время года пели только в церкви, они выходили на концертную эстраду, на сцену. И, в частности, Московский Синодальный хор, продолжателем традиций которого является ансамбль «Благовест», он давал Великопостные концерты. И вот, сейчас, уже начиная с 90-х годов, ансамбль «Благовест» возродил эту традицию, и постоянно, во время Великого Поста, в ведущих залах, в крупнейших залах Москвы и других городов ансамбль «Благовест» даёт Великопостные концерты. И вот, в этом году, 2018-м году, такой концерт состоится в Рахманиновском зале Московской Консерватории. Этот зал — он знаменателен для «Благовеста», дорог для «Благовеста», потому что это, как раз, собственно, зал Синодального училища церковного пения, в котором проходили репетиции и концерты знаменитого в своё время — в начале ХХ века — Московского Синодального хора, который иностранцы называли восьмым чудом света, настолько дивным и уникальным был подбор голосов, репертуара. На базе этого хора пышным цветом расцвела новая композиторская школа, которая возрождала традиции древнего русского духовного пения. Ансамбль «Благовест» в этом зале будет 1-го апреля давать концерт — это, как раз, начало Страстной Седмицы, перед Страстной Седмицей — это воскресенье будет, в два часа дня, в этом удивительном зале, намоленном зале, где сами стены — кажется, что они излучают какие-то звуки. И вот, в этом зале будет проходить духовный концерт из шедевров русской духовной музыки — как раз, на тему Великого Поста.

Л.Горская:

— А много у вас вообще будет концертов Великим Постом?

А.Висков:

— Этот концерт у нас основной. Он будет 1-го апреля, и я думаю, что стоит именно на нём сконцентрироваться, и на том, что этот концерт, его программа действительно соберёт самые выдающиеся шедевры русской духовной музыки, посвящённые Великому Посту. Это и духовные концерты от композиторов Петербуржской школы эпохи классицизма конца ХVIII века — Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Александра Архангельского — замечательных композиторов, которые очень много в своём творчестве уделяли места именно вот песнопениям на тематику покаяния, сокрушения. Это и песнопения, собственно говоря, Литургические, и, в основном, духовные концерты. Это будут и композиторы новой Московской Синодальной школы — Рахманинов, Чесноков, Гречанинов, Кастальский. Поэтому, там огромная, так сказать, палитра всех стилей, всех эпох русской духовной музыки, именно связанной вот с такой тематикой великопостной.

Л.Горская:

— На великопостный концерт... я даже не... я, вот, не музыкант — мне сложно сформулировать это... то есть, что это? Это — настрой, это — дань памяти, вот...

Г.Кольцова:

— Сопереживание.

Л.Горская:

— ... сопереживание... вот, объясните — что это для вас?

А.Висков:

— Мне бы хотелось обратиться к нашим радиослушателям, к тем, кто, возможно, придёт на этот концерт, что сейчас, в массовом сознании, укореняется, на мой взгляд, ложная мысль о том, что концерт — это отдых, это развлечение. Любой концерт, и духовной музыки также, в первую очередь — это некая тяжёлая духовная работа. Потому что произведение искусства, истинное произведение искусства — оно существует только при участии трёх важнейших компонентов: это — композитор, создавший, это — исполнитель, и это слушатель, который воспринимает это произведение. Если мы будем исполнять это в пустом зале, то это не будет... это будет неполноценное произведение. Если композитор написал, и оно осталось на бумаге — оно тоже неполноценное произведение. Оно становится произведением искусства, только когда ещё подключается слушатель. Но, для того, чтобы воспринять это духовное произведение, необходима очень серьёзная душевная работа. Нужен душевный настрой, нужно определённое настроение, нужно настроить свои мысли на восприятие тех высоких идей, которые заложены в этих произведениях. Поэтому, мне кажется, что люди, которые приходят на концерты духовной музыки, они, помимо того, что они получают очень много, они должны и многое отдать. Если они много отдадут, они много и получат. Поэтому мы, когда приглашаем на свои концерты, мы не говорим: «Приходите, у нас будет приятный вечер, мы приятно проведём время в кругу хороших актёров, хороших звуков», — нет, это не то. Это можно сходить на концерт развлекаловки , какой-то такой музыки лёгкой... Духовная музыка требует отдачи от слушателя. Но, чем больше слушатель отдаёт, тем больше он и получит.Поэтому, приходите на концерт, и мы будем вместе создавать великое русское духовно-певческое искусство.

Л.Горская:

— А вот интересно, Галина Васильевна, вот — хор «Благовест»...

Г.Кольцова:

— Ансамбль.

Л.Горская:

— Ансамбль... ну, хор — хор... мне сейчас... я — про хористов...

Г.Кольцова:

— Да, и, тем не менее, мы не хор, а ансамбль духовной музыки.

А.Висков:

— Потому что каждый участник этого ансамбля — он может быть солистом. Он может выступать в ансамбле, а может выступать сольно. Поэтому у нас ансамбль солистов, понимаете?

Л.Горская:

— Их кого он состоит? Как вы людей отбираете, мне интересно? Они сами приходят, или вы, там, услышали, увидели человека — пригласили? Или бывает такое, что кто-то пришёл, и вы говорите: «А Вы нам не подходите по духу»? Потому что такая, действительно, сложная творческая стезя. Вот, Антон Олегович сейчас рассказывал про духовную работу — это же касается не только зрителя, слушателя — это же исполнителя касается. Каждый ли к этому готов — вот что интересно?

Г.Кольцова:

— Ну, вот, люди, которые приходят на прослушивание, подвергаются некоей проверке. Первое — это определение голоса, насколько он способен... диапазон, тембр, и умение читать с листа — то есть, грамотность музыканта должна быть. Потому что репертуар очень большой, быстро сменяющийся, и человек должен уметь читать ноты с листа, как мы говорим. Вот. А в процессе работы по созданию наших программ русской духовной музыки, он вплетается — и мыслями, и духом — в эту музыку, и воспитывается, соответственно, от музыки. То есть, он впитывает музыку и воспринимает её должным образом, и он тогда подходит нам. Мы все пропитаны будем единым духом.

Л.Горская:

— А вот, интересно, Вы сказали, что репертуар быстро меняется. Это как происходит? Ансамбль исполнил какую-то композицию — и всё, он больше... и перестал исполнять?

Г.Кольцова:

— Нет. Всё это не прерывается. Через некоторое время снова возобновляется — по случаю, по теме какой-то. Но очень много просто музыки — вот, в течение, там, нескольких концертов, в которых исполняется разная программа. Это уже много — три подряд концерта с разной программой. Это нужен человек, который придёт и внедрится сразу — в первую, во вторую и в третью. Потому что это всё впевается, всё это должно монолитно звучать — это я говорю сейчас про новичка. Но, в целом, уже коллективу 30 лет, в этом сезоне мы праздновали 30-летие своё. Вот, там, на протяжении 30 лет, создавались традиции этого коллектива, и все новички, вплетаясь в этот коллектив, тоже познавали эти традиции. И так вот преемственность такая, бесконечная преемственность, на протяжении 30 лет сохранилась до сегодняшних дней.

Л.Горская:

— Я предлагаю перейти к музыке. Мы планировали с вами послушать композицию «На реках Вавилонских». Давайте, сначала послушаем, а, может быть, потом поговорим о смысле этого произведения.

-ПЕНИЕ-

Л.Горская:

— Московский ансамбль духовной музыки «Благовест». Его создатель и художественный руководитель Галина Кольцова, заслуженная артистка России и Академик Международной Академии Творчества, а также композитор Антон Висков проводят с нами этот светлый вечер. Мы будем здесь через минуту.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Л.Горская:

— И снова в студии «Светлого вечера» Московский ансамбль духовной музыки «Благовест» — его создатель и руководитель, заслуженная артистка России и Академик Международной Академии Творчества Галина Кольцова и композитор Антон Висков. Мы сейчас слушали замечательное песнопение «На реках Вавилонских», и я бы попросила вас рассказать нам подробнее о нём — о том, что это за текст, что за музыка.

А.Висков:

— Это текст из плача пророка Иеремии, который очень подходит... не то, чтобы даже подходит — он отражает сущность, которая должна... сущность настроения человека, его духовных каких-то размышлений, которые должны быть во время Великого Поста. Потому что, действительно, без Бога мы потеряем всё. И плач о потерянном, скажем так, единении с Богом — вот, он, как раз, и выражен в этом тексте. А сам мотив этого песнопения, и вот мелодия — это древний распев, который относится к русскому Средневековью, который Галина Васильевна обработала специально для ансамбля «Благовест» и для его замечательного солиста Сергея Архангельского, который долгое время был, можно сказать, визитной карточкой ансамбля. Столько замечательных записей было сделано — и на телевидении, и на радио. И его голос, он — удивительный голос. С одной стороны, он продолжает традицию русских басов, оперных басов, таких, как Шаляпин, Михайлов, а, с другой стороны, он — бас церковный, потому что церковное исполнение — оно отличается, естественно, от оперного исполнения, несмотря на то, что здесь солист — это как бы элемент оперы. Потому что обычно песнопения, в древности, они исполнялись мужским хором в один голос, и никаких солистов не допускалось, и долгое время в Православной Церкви не было солистов. Но потом уже вот, со времени Бортнянского, постепенно появились солисты, и вот особое отношение к слову, особая манера, аскетическая манера исполнения, без каких-то аффектов, без сильных контрастов эмоциональных — она очень присутствует именно в пении Сергея Архангельского, которое передаёт глубину слова, глубину эмоционального состояния, какого-то духовного отрешения и погружения в смысл исполняемого песнопения — вот, этот его замечательный голос.

Л.Горская:

— Речь шла о песнопении «На реках Вавилонских». Полный текст, я думаю, нет смысла озвучивать. «На реках Вавилона сидели мы и плакали, вспоминая Сион», — если в двух словах. Да, действительно, такой образ потерянного Рая. А давайте поговорим о песнопении «Да исправится молитва моя». Оно — Богослужебное, его нам придётся в течение Поста слышать часто. Оно поётся утром, во время Литургии Преждеосвященных Даров, в частности. Мы его чуть попозже послушаем, но давайте поговорим о его значении.

Г.Кольцова:

— Ну, это песнопение исполняется по средам и пятницам за Литургией Преждеосвященных Даров. И традиция такая создалась: перед Царскими Вратами выходит трио и поёт все стихи этой молитвы, а хор как бы припев поёт — такая традиция.

Л.Горская:

— Это стихи из 140-го псалма Давида, да?

Г.Кольцова:

— Да. Вот, на коленях стоя, три солистки, перед Амвоном молясь и, благословлённые священником, поют эти куплеты. Хор, с клироса, постоянно, после каждого куплета, поёт припев: «Да исправится молитва моя...» И так весь Пост, на Преждеосвященных Литургиях, это звучит. Самое популярное «Да исправится...» — это у Дмитрия Бортнянского ( Петербуржская школа ), и самое любимое и ожидаемое народом, прихожанами песнопение. Бывало такое, что люди просто приходили в Церковь, чтобы лишний раз ещё услышать эту молитву. Все, на коленях стоя, слушают её, и это очаровательное совершенно, изумительное песнопение, особенно когда три светлые голосочка женские звучат молитвенно — это привлекает очень внимание, и создаёт такую обстановку в церкви молитвенную и замечательную...

Л.Горская:

— Оно, правда, очень необыкновенное...

Г.Кольцова:

— ... и ощущение покаяния.

Л.Горская:

— Потрясающее песнопение, необыкновенное... уникальное, действительно, вот, отношение...

А.Висков:

— И, в эпоху Бортнянского, пели три отрока, потому что женщины не допускались до середины ХIХ века в церковный хор.

Г.Кольцова:

— Да, женщины не были на клиросе, всё пели мальчики. И вот, представляете, три ангелочка пели это трио, и мужской хор припев пел — это просто грандиозно звучало под куполом церкви.

Л.Горская:

— «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя...» — начинается это песнопение. Давайте, послушаем, как его исполняет ансамбль «Благовест».

-ПЕНИЕ-

-«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»-

Л.Горская:

— Ансамбль духовной музыки «Благовест» в студии радио «Вера»: его создатель и руководитель Галина Кольцова и композитор Антон Висков. И мы говорим о музыке Великого Поста, о Великопостных концертах. Кстати, скажите, у вас много великопостных песнопений в репертуаре вашем, в целом?

Г.Кольцова:

— Достаточно. Это песнопения Великого Поста и, особенно, Страстной Седмицы, где сконцентрированы самые лучшие сочинения самых великих композиторов — Архангельского, Павла Чеснокова, Виктора Калинникова, Сергея Рахманинова, Александра Никольского, и Петербургских композиторов, это — Бортнянского, Львова, Турчанинова и так далее. И всё это у нас в репертуаре в большом количестве имеет место быть. И каждый год мы давали концерты в Москве и в Большом зале Консерватории, проходили Великопостные концерты в Рахманиновском зале — и с оркестром, с симфоническим оркестром. Например, я очень любила исполнять 4 духовных стиха Антона Вискова для хора солистов и симфонического оркестра.

Л.Горская:

— Антона Вискова, который сейчас с нами в студии?

Г.Кольцова:

— Который с нами вот, пред нашими очами сидит, да. Вот, это самые любимые великопостные произведения за весь период... Вы понимаете, я 15 лет служила регентом в церкви, и сколько было перепето, и сколько потом ещё и классиков внедрено... новых произведений и классиков в этот период великопостный, и всё это я пела, исполняла, и я вам скажу: вот эти 4 духовных стиха Антона Вискова — самые любимые у меня произведения.

А.Висков:

— «Прими мя, пустыня» — он, как раз, заканчивает этот великопостный цикл из пяти духовных стихов, поэтому мы уже чуть-чуть услышали. В принципе, вот, мне хотелось сказать о том, как принимаются в «Благовест» артисты. Здесь очень это интересно. Потому что дело в том, что «Благовест», с самого начала своего основания — уже в этом году 30 лет, в этом сезоне — он обладал некоей индивидуальной певческой манерой, особым таким, на мой взгляд, бесплотным, звуком, ангелоподобным, который Галина Васильевна слышит, и воспроизводит его у своих артистов. Но не каждый, приходящий в «Благовест», может вписаться и воспроизвести этот звук. Бывает, что очень хорошие певцы, с замечательной техникой вокальной, которые прекрасно ориентируются, грамотные — они не могут свой голос подстроить вот под общий вот этот ансамбль звучания хора. И здесь дело не только... этого звучания в том, что вот как-то он особенно звучит, не так, как другие коллективы — нет. Здесь возникает на концертах «Благовеста» — и я был свидетелем — некое удивительное... может быть, это акустический какой-то эффект, но я думаю, что это — эффект духовный. Когда создаётся ощущение, что какие-то волны, волны благодатные, снисходят на души всех — и поющих, и тех, кто слушает это. Это бывает, я скажу так — не на каждом произведении. Может быть, даже и не на каждом концерте. Но, в какие-то моменты, возникает удивительная энергетическая такая благодатная дуга, что ли, которая создаёт впечатление, что к хору «Благовест» присоединяется кто-то ещё поющий, бесплотные силы поют. Кто это поёт — Ангелы, Херувимы — мы не знаем. Но такое ощущение, что наши души уходят от мирской суеты и, вообще, от этой жизни, они возносятся к Престолу Господню. Вот эти моменты — вот ради них стоит ходить на концерты ансамбля «Благовест», потому что, насколько я знаю, в других коллективах — я многое слышал — таких ощущений у меня не возникало. Хотя, впрочем, может быть, я мало просто хожу по концертам.

Л.Горская:

— Давайте, расскажем, ещё раз напомним про концерт, собственно, который состоится 1-го апреля, в Вербное Воскресенье...

А.Висков:

— Да, 1-го апреля концерт, в два часа дня...

Г.Кольцова:

— Вход Господень в Иерусалим.

Л.Горская:

— В два часа дня?

А.Висков:

— Великопостный концерт в Рахманиновском зале Московской Консерватории, на Большой Никитской, старинный зал Синодального училища церковного пения, в 2 часа дня. «Благовест» проводит там целую серию концертов — и в этом сезоне, и в следующем. И вот, в юбилейном сезоне этот концерт будет посвящён песнопениям Великого Поста, куда войдут лучшие произведения русской духовной музыки, от самой древности до наших дней.

Л.Горская:

— А вот, скажите, пожалуйста, а европейские композиторы есть в вашем репертуаре, или художественно не близка традиция?

Г.Кольцова:

— Европейских композиторов мы очень хорошо представляем — тех, которые писали для Великого Поста музыку. Это Вивальди, это Перголези...

А.Висков:

— Бах.

Г.Кольцова:

— ...Бах...

А.Висков:

— Иоганн Себастьян Бах, Гендель...

Г.Кольцова:

— ... Гендель. Мы поём, например, «Stabat Mater» Перголези, «Stabat Mater» Вивальди...

А.Висков:

— «Stabat Mater» Франсиса Пуленка, замечательного французского...

Г.Кольцова:

— ... «Stabat Mater» Пуленка, и я мечтаю спеть «Stabat Mater» Антона Вискова, который готов уже к рассмотрению и к разучиванию. Вот, и...

Л.Горская:

— Уже готово полностью, или — вот-вот?

Г.Кольцова:

— Он написан и распечатан уже, уже на руках у людей. Мы однажды даже пропели, попробовали и послушали, какое это замечательное произведение — высокодуховное, красоты необыкновенной, как вся музыка Вискова. Вы знаете, так... так...

Л.Горская:

— Мне кажется, Антон очень смутился...

Г.Кольцова:

— Антон смутился, но я сейчас буду тихо говорить, чтобы он меня не услышал. Я хочу сказать, что после концертов, где мы исполняли сочинения Вискова, народ просто идёт и напевает. Я сама иду до дома... пока еду до дома, у меня эти мелодии витают в моих ушах, и слушатели тоже — идут, напевая. И, как сказал один человек про музыку Вискова: «Висков — последний композитор-мелодист в России». Вот, он так вот выразился — это очень оригинальное выражение, но оно точно совершенно соответствует музыке Антона.

А.Висков:

— Спасибо, Галина Васильевна! Но это будет «Stabat Mater» необычная — это кантата. Обычно — это... как вот... то, что Перголези... это Вивальди — это латинский текст, а здесь — это русская «Stabat Mater». Потому что здесь даётся текст в переводе наших великих русских поэтов — Василия Жуковского, Афанасия Фета, Льва Мея, Дмитрия Мережковского. Поэтому это целиком, вся кантата — она написана на русское стихотворное поэтическое переложение латинского текста.

Г.Кольцова:

— И слушателю будет очень понятно, о чём идёт речь, понимаете? Потому что латынь — она воспринимается как музыкальный звук, понимаете? И народ воспринимает... слушая на западно-европейских языках — он слушает музыку. А здесь он воспримет ещё и смысл текста. Это первое сочинение, мне кажется, в России, когда переводной текст в латинском песнопении.

Л.Горская:

— «Предстояла в сокрушении Матерь Сыну на Кресте...

А.Висков:

— Горько плача и рыдая, предстояла в сокрушеньи...

Л.Горская:

— Душу, полную любви, сожаленья, состраданья

Растерзал Ей острый меч». Жуковский. А Вы именно Жуковского взяли текст, или...

А.Висков:

— Там объединены тексты Жуковского, Фета, Мея и Мережковского.

Л.Горская:

— Было бы очень интересно послушать... запланировано исполнение?

А.Висков:

— Конечно!

Л.Горская:

— Когда?

Г.Кольцова:

— Ну, в недалёком будущем.

А.Висков:

— Как вы ещё раз нас пригласите, мы сразу подготовим и расскажем.

Л.Горская:

— Хорошо, с удовольствием!

А.Висков:

— Спасибо!

Г.Кольцова:

— Я думаю, что это в скором... я думаю даже, в этом сезоне... исполним.

Л.Горская:

— Будем внимательно следить за вашими концертами. Напоминаю нашим радиослушателям о ближайшем — это 1-е апреля, 2 часа дня, в Вербное Воскресенье, Рахманиновский зал, Великопостный концерт музыкального ансамбля «Благовест» — ансамбль духовной музыки. Его руководитель и создатель — заслуженная артистка России, академик Международной Академии Творчества Галина Кольцова, и композитор Антон Висков были в нашей студии сегодня вечером. Лиза Горская провела для вас эту программу. Мы прощаемся с вами, и слушаем песнопение...

А.Висков:

— ... Страстной Седмицы Павла Чеснокова «Разбойника Благоразумнаго во единем часе Рая сподобил еси, Господи. И мене Древом Крестным просвети и спаси мя!»

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем