
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Наверное, в каждом православном храме есть икона с изображением красивого юноши. В одной руке он держит мученический крест, а в другой — коробочку с лекарствами. Ему молятся и те, кто болен, и врачи. Это великомученик и целитель Пантелеимон.
При рождении святой получил другое имя. Отец его, богатый и знатный язычник из римской провинции Вифиния, назвал мальчика Пантолеон — что значит «во всём как лев». Отец мечтал воспитать сына сильным и воинственным, научить его поклоняться богам, передать ему свои владения. Было это в третьем веке, во времена жестоких гонений на христиан. Но мать Пантолеона тайно исповедовала веру во Христа, и с раннего детства мальчик слушал её рассказы и учился молитвам.
Мать его умерла совсем молодой, и будучи ещё ребёнком Пантолеон быстро забыл её наставления. Под влиянием отца он стал поклоняться идолам.
Юноша был отдан в медицинскую школу одного из лучших врачей того времени. Вскоре своими стараниями и способностями он завоевал расположение учителя. Лучшего ученика знаменитый врач стал брать с собой в царские палаты.
Но однажды по дороге от дома к учителю он встретил странного человека. Это был уже совсем старый христианский священник. Скрываясь от преследований, он вёл тихую и незаметную жизнь. Беседа с ним поразила Пантолеона: он вспомнил рассказы матери, слова молитв и стал каждый день приходить к старцу для беседы.
В один из дней по дороге к дому юноша увидел лежащего на земле ребёнка. Он подбежал, надеясь помочь, но медицина была бессильна — ребёнка ужалила змея, он был мёртв. «Господи, — воскликнул молодой человек, — я недостоин просить помощи, но если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, оживи этого отрока». И тут же ребёнок очнулся, а лежавшая рядом змея распалась на две части.
После этого случая Пантолеон попросил священника крестить его.
Юноша любил своего отца и хотел, чтобы тот отрекся от своих идолов. Следуя заповеди о почитании родителей, он не спорил, но мягко и аккуратно беседовал, и своими речами зародил в душе язычника сомнения. Когда у него на глазах сын исцелил слепого, отец отказался от своих богов и уверовал в Единого Бога.
Пантолеон стал помогать больным, не прося платы, а после кончины своего отца, ещё и раздавая нуждающимся своё имущество. Многие, видя его дела и слыша его слова, стали христианами.
Весть о том, что лучший ученик знаменитого врача и любимец императора променял царскую милость на общение с больными и нищими, быстро дошла до Максимиана. Он потребовал молодого человека к себе.
Юношу долго мучили, но не могли убить. Уже и народ просил царя отпустить юношу. Максимиан не слушал — он велел отрубить мученику голову. И опять не смогли казнить святого: железный меч стал мягким, как воск. Все видевшие это упали на колени перед угодником Божьим. Тогда Господь обратился к нему с Небес, призвав к Себе и назвав новым именем: Пантелеимон, что значит, «милующий всех». Святого казнили, тело его было брошено императором в огонь, но осталось нетронутым. И верующие, коих стало в Вифинии за короткий срок гораздо больше, забрали и похоронили его. Император Максимиан отошёл от дел, через несколько лет вновь ввязался в безуспешную борьбу за власть, а затем покончил с собой.
Великомученик и целитель Пантелеимон и сегодня помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Частицы мощей великомученика находятся в разных уголках мира, а глава его хранится в русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. В этой обители собрано немало писем о чудесах, произошедших по молитвам святому.
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











