Наверное, в каждом православном храме есть икона с изображением красивого юноши. В одной руке он держит мученический крест, а в другой – коробочку с лекарствами. Ему молятся и те, кто болен, и врачи. Это великомученик и целитель Пантелеимон.
При рождении святой получил другое имя. Отец его, богатый и знатный язычник из римской провинции Вифиния, назвал мальчика Пантолеон – что значит «во всём как лев». Отец мечтал воспитать сына сильным и воинственным, научить его поклоняться богам, передать ему свои владения. Было это в третьем веке, во времена жестоких гонений на христиан. Но мать Пантолеона тайно исповедовала веру во Христа, и с раннего детства мальчик слушал её рассказы и учился молитвам.
Мать его умерла совсем молодой, и будучи ещё ребёнком Пантолеон быстро забыл её наставления. Под влиянием отца он стал поклоняться идолам.
Юноша был отдан в медицинскую школу одного из лучших врачей того времени. Вскоре своими стараниями и способностями он завоевал расположение учителя. Лучшего ученика знаменитый врач стал брать с собой в царские палаты.
Но однажды по дороге от дома к учителю он встретил странного человека. Это был уже совсем старый христианский священник. Скрываясь от преследований, он вёл тихую и незаметную жизнь. Беседа с ним поразила Пантолеона: он вспомнил рассказы матери, слова молитв и стал каждый день приходить к старцу для беседы.
В один из дней по дороге к дому юноша увидел лежащего на земле ребёнка. Он подбежал, надеясь помочь, но медицина была бессильна – ребёнка ужалила змея, он был мёртв. «Господи, - воскликнул молодой человек, - я недостоин просить помощи, но если Ты хочешь, чтобы я сделался рабом Твоим, оживи этого отрока». И тут же ребёнок очнулся, а лежавшая рядом змея распалась на две части.
После этого случая Пантолеон попросил священника крестить его.
Юноша любил своего отца и хотел, чтобы тот отрекся от своих идолов. Следуя заповеди о почитании родителей, он не спорил, но мягко и аккуратно беседовал, и своими речами зародил в душе язычника сомнения. Когда у него на глазах сын исцелил слепого, отец отказался от своих богов и уверовал в Единого Бога.
Пантолеон стал помогать больным, не прося платы, а после кончины своего отца, ещё и раздавая нуждающимся своё имущество. Многие, видя его дела и слыша его слова, стали христианами.
Весть о том, что лучший ученик знаменитого врача и любимец императора променял царскую милость на общение с больными и нищими, быстро дошла до Максимиана. Он потребовал молодого человека к себе.
Юношу долго мучили, но не могли убить. Уже и народ просил царя отпустить юношу. Максимиан не слушал – он велел отрубить мученику голову. И опять не смогли казнить святого: железный меч стал мягким, как воск. Все видевшие это упали на колени перед угодником Божьим. Тогда Господь обратился к нему с Небес, призвав к Себе и назвав новым именем: Пантелеимон, что значит, «милующий всех». Святого казнили, тело его было брошено императором в огонь, но осталось нетронутым. И верующие, коих стало в Вифинии за короткий срок гораздо больше, забрали и похоронили его. Император Максимиан отошёл от дел, через несколько лет вновь ввязался в безуспешную борьбу за власть, а затем покончил с собой.
Великомученик и целитель Пантелеимон и сегодня помогает тем, кто обращается к нему с молитвой. Частицы мощей великомученика находятся в разных уголках мира, а глава его хранится в русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афон. В этой обители собрано немало писем о чудесах, произошедших по молитвам святому.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема