Когда слышишь евангельские строки о том, как жены-мироносицы спешат на гроб Христа, лишь только светает – и по дороге думают, как же они зайдут внутрь – камень-то у входа в пещеру – неподъёмен, – невольно улыбаешься. Ну как же это по-женски – сначала делать, потом – думать! Неужели нельзя было заранее предусмотреть эту неразрешимую теперь проблему? Попросить кого-то из мужчин пойти с ними вместе? Дождаться начала дня, когда и другие люди подойдут ко гробу? Заранее договориться?
Но всё это – не про наших героинь. У них сердца горят – и от боли и горечи произошедшего, и от никуда не исчезнувшей любви к своему Учителю, любви, которую даже смерть так и не смогла преодолеть. Будучи водимы своими горячими сердцами, они устремляются на гроб – не понимая, как туда попадут – и тут их ожидает потрясающая новость: гроб открыт, камень отвален – внутри – пустота! Тела Христа нет! Вместо него – сияющий ангел, который говорит, что их учитель жив, Иисус Воскрес – и теперь ожидает их в Своём любимом месте, в зелёной и приветливой Галилее! Женщины совсем уже ничего не понимают – в смущении возвращаются домой – и вместо того, чтобы рассказать ученикам потрясающую весть – молчат. Они прекрасно знают, что стоит им открыть рот – мужчины скажут им: идите-ка, матери, лучше выпейте успокоительных капель и отправляйтесь поспать. Никто всё равно не поверит!
И именно эта тихая, ещё непроявленная, неозвученная радость пропитывает всё богослужение Великой Субботы! Еще не раздалось пасхальное приветствие – но в воздухе уже витает радость. Эту радость – странную, парадоксальную, непонятно откуда взявшуюся – носят в сердце женщины – невзирая ни на какие разумные доводы. Казалось бы, всё рухнуло – но их любовь осталась даже к мертвому Иисусу и вот, они бегут чуть свет ко гробу Иисуса – чтобы доделать то, что требовал иудейский ритуал.
Образ женщины-мироносицы – простой, не книжной, доброй, искренней – это образ человеческой души, которая жаждет чуда. Которая верит – и поэтому знает – не из книг, а из опыта – что настоящая любовь – всегда побеждает смерть!
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема