Лишь только заканчивается семинарский ужин, бегом в раздевалку. Застёгиваясь на ходу, пролетаем сквозь лаврскую проходную – замечая лишь недоуменно вздёрнувшиеся хмурые брови дежурного.
В небольшой комнатке, где обычно ждут своей очереди приехавшие к батюшке паломники, уже почти все места заняты монахами и студентами. Удаётся протиснуться к лавке. Открывается обитая дермантином скрипучая дверь – и входит старец. Большой серый шарф так и остаётся весь вечер на его шее – только что поправился от простуды. Келейник начинает читать вслух что-то из Ветхого Завета. Сначала все внимательно слушают – потом начинает клонить в сон. Краем уха до меня доносится не очень понятный рассказ о каких-то амаликитянах. Перемогая тяжесть свинцовых век, смотрю на лицо духовника. Худое, с глубоко сидящими глазами, спокойными, но очень живыми. В уголках рта затаилась хитринка – точнее, очень скромная, глубоко потаённая улыбка. Его лицо печально – но это какая-то другая печаль, не о своих грехах, а о той боли, в которой живут люди. Которую – каждый свою – приносят сюда в надежде оставить навсегда. Приносят ежедневно. Оставляют те, кто обретает Христа.
Старец улыбается своему келейнику, немного почмокивая. «Отец Мефодий, ты чего-нибудь понимаешь? Я чего-то уже ничего не понимаю!» – неторопливо произносит старец. Чтец останавливается, и немного пожимает плечами. «Ну что, давай Лествичника теперь?» – негромко говорит батюшка. Послушник открывает закладку – народ начинает просыпаться. Ещё бы: о страстях и о том, как с ними бороться, слушать всегда интересно. Дочитав очередную главу, книга закрывается. Все молчат. Впервые оказавшиеся на чтениях, думают, что теперь старец начнёт поучительную беседу, толковать – и можно будет задать вопросы. Наивные! «Вот, братья, и почитали. Слава Богу!» Улыбнувшись, старец кивает келейнику. Он быстро ныряет в соседнюю комнату – и возвращается оттуда с большим подносом, на котором аккуратно разложены бутерброды с красной рыбой. Настроение подпрыгивает на неожиданно высокий градус. Насытившись пищей духовной – теперь можно и телесной утешиться. Много ли надо семинаристу? – Немного душевного тепла в глазах любящего духовника, да небольшой бутерброд напоследок. К старцу подходят под благословение – уже пора на вечернюю молитву, опаздывать нельзя.
Эти простые, бесхитростные чтения у отца Кирилла – для будущих священников – очевидное свидетельство того, что если любовь к людям есть – её скрыть уже невозможно. Тогда и без слов – всё понятно!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема