Была ли у вас детская Библия? Такая, помните, синяя книжечка с картинками невероятной красоты. Она буквально притягивала меня, и я постоянно просила маму читать ее вслух. В силу возраста, я воспринимала истории, рассказанные там, как волшебную сказку, но при этом верила, что именно так, как написано, все и было.
Один из сюжетов, который будоражил мое воображение, был о Вавилонской башне. К рассказу о ней прилагалась картинка той самой башни, высотой до неба, которую решили построить люди, желая прославить себя. Как мы знаем, дело их было не угодно Богу: Он смешал языки, и строительство башни остановились.
Помню, как воображение рисовало мне смятение бесчисленного множества людей, которые внезапно перестали понимать речь друг друга. Какой была их реакция? Наверное, были те, кто рассердился на это непонимание, возможно даже полез в драку. А кто-то, вероятно, расплакался от обиды и бессилия, тщетно пытаясь донести до другого нечто важное. Возможно, были и те, кто поначалу восприняли происходящее, как розыгрыш, шутку, и лишь спустя несколько мгновений осознали всю трагичность происходящего.
Перечитывая Библию уже во взрослом возрасте, я поняла, какая глубокая метафора заключена в истории о Вавилонской башне. Ведь смешение языков нужно трактовать, в первую очередь, не в лингвистическом смысле, а в духовном. Думаю, есть прямая взаимосвязь между духовным состоянием человека и способностью понять ближнего. Когда мы находимся в общении с Богом, Его благодать помогает быть чуткими друг ко другу. Когда же мы отходим от Бога, сердце наше грубеет, мы уже не способны смотреть на людей глазами любви, а значит и способность понять окружающих притупляется.
Очень хочется помнить об этом, и не отходить от Бога, потому что на мой взгляд, истинного мира между людьми без Господа быть не может.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение