
Город Благовещенск - торговый центр Приамурского края считался резиденцией золотопромышленного короля Василия Левашова. Выходец из крестьян Владимирской губернии он приехал на Амур в самый разгар золотой лихорадки. В то время практически все жители Благовещенска, без оглядки на свою основную профессию занимались золотодобычей. Учителя, врачи, адвокаты, сапожники вступали в жестокую борьбу за драгоценный металл. Левашов тоже решил попытать счастья. Вместе с купцом Ельцовым он создал товарищество, открыл 32 прииска и стал одним из самых богатых людей города.
Женой Василия Андреевича была женщина, которую знал и любил весь Благовещенск. Не имея детей, Ольга Мартыновна всё свободное время отдавала благотворительности и помогала простым людям. Она содержала сиротский приют, присматривала за домами призрения, была видным лицом общества Красного Креста и привлекла к этой работе супруга. Василий Андреевич активно включился в общественные и благотворительные дела. Левашов был участником и попечителем разных комитетов и обществ. Его – ставшего со временем потомственным почётным гражданином Благовещенска - несколько раз выбирали гласным городской думы. Основной сферой приложения сил и средств супругов Левашовых стало развитие народного образования и духовных учреждений.
Василия Андреевича назначили почётным блюстителем духовной семинарии Благовещенска и училища при ней. Он профинансировал строительство двухклассной Никольской церковно-приходской школы, вложив в него 23 000 рублей. Позже Василий Андреевич и Ольга Мартыновна основали в этом учебном заведении специальный фонд, проценты с которого шли на жалованье педагогам.
Финансировали Левашовы и школу, где бесплатно училось почти двести девочек из самых бедных семей города.
Ольга Мартыновна была почётной попечительницей женского Епархиального училища, которое тоже строилось на средства супругов и обошлось им в фантастическую по тем временам сумму – 110 000 рублей. Левашова до конца жизни помогала воспитанницам училища. Привезла для них из Москвы, рояль и пианино, оснастила кабинет физики, собрала хорошую библиотеку, купила швейные машинки для мастерской и даже граммофон. Девочки жили в здании училища на полном пансионе. Их готовили к педагогической деятельности. И спрос на выпускниц этого заведения был очень высоким. Директора школ всего Дальнего Востока мечтали иметь у себя в учителях прекрасно обученных и любящих свою работу молодых педагогов.
В 1907 году Левашовы построили при Епархиальном училище каменный пятиглавый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В нём Ольгу Мартыновну отпевали спустя пять лет. В нём и похоронили. Весь город пришёл проводить в последний путь женщину, которая сделала столько добра людям.
Дальнейшая судьба Василия Андреевича сложилась вполне удачно. Он женился во второй раз, стал отцом двоих сыновей. Продолжал благотворительную работу: строил церкви на своих приисках, был директором попечительного комитета о тюрьмах, опекал училища, материально помогал неимущим, заботился об их детях. Золото Левашова шло на пользу и людям и городу. Революция положила этому конец. В 1922-ом году Василий Андреевич умер. Следы его семьи затерялись в эмиграции.
А дом, в котором когда-то жили Левашовы, сохранился. Сейчас там находится областной центр эстетического воспитания детей. И это символично. Ведь во многом благодаря Василию и Ольге Левашовым Благовещенск стал культурно-просветительским центром Приамурья. Да и сама история меценатства края началась с этих людей, для которых прежде всего были важны ценности духовные.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 314 зач., VI, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек приходит в храм в результате некоторого духовного подъёма, пережитого чуда или чего-то такого, что не оставляет в нём никаких сомнений. Однако со временем острота чувств уменьшается, а иногда и сходит практически на нет, и верующий либо живёт по привычке, либо отчаивается в своём спасении, потому что результаты его духовной жизни кажутся ему совершенно минимальными, если не отсутствующими вовсе. Но есть ли выход из подобной ситуации? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Современные люди привыкли так высоко оценивать свою значимость, что порой оказываются в недоумении, когда на их приход в храм или обращение к вере не возникает немедленной реакции. Помню, как один человек так и заявил мне: я готов поверить, но мне нужно, чтобы Бог в ответ совершил чудо, чтобы эту мою веру подкрепить. С одной стороны, кажется, и правда, если каждый человек для Бога бесконечно важен, почему бы не совершить ради него что-нибудь уверяющее... Но, с другой стороны, что же это будет за вера, если предъявлять Богу требования тут же её доказать. Собственно, верой она уже не будет.
Так, когда Бог явился Аврааму, Он позвал его в новую землю. Что же это была за земля? Она была совершенно не известная праведнику, она была далека от тех обжитых районов Месопотамии, к которым он привык. И при этом Авраам ничего от Бога не требовал, не шантажировал его несогласием. Бог дал ему обещание, но ничего не доказывал. Авраам именно поверил, без доказательств. Но получил ли Авраам во владение какую-нибудь особую страну? Стал ли он правителем государства или хотя бы города? Нет. Причём не потому, что у него никогда не было такой возможности, а потому что в итоге ему оказалось это не нужно. И даже если в начале пути он ожидал материальных благ, в итоге, как говорит Писание, он ожидал города, архитектором и строителем которого будет Сам Бог. Апостол Павел рассказывает своим читателям, а вместе с ними и всем нам историю Авраама, чтобы показать, что путь к плодам веры лежит через долготерпение. Праведнику было обещано многое, но он не получил этого сразу... И более того, до конца не получил до сих пор, потому что город, который построит Бог, — это Небесный Иерусалим, Царство Божие, которое откроется в полноте после воскресения мёртвых. Но остановило ли это Авраама? Нет. Он шёл по пути веры и в этой вере находил великое утешение.
Однако, обращая к нам сегодняшнее апостольское чтение, Церковь делает это не для того, чтобы показать нам Авраама в качестве простого примера, но для того, чтобы мы увидели, чем наше положение отличается от его. Христос говорит иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Но мы можем не только видеть день Христов! Ведь совершив великое жертвоприношение любви на кресте, Он навсегда примирил человечество с Богом, став твёрдым основанием нашей жизни. Испытания в ней могут быть самые разные, но память о Его верности и Его любви помогает всё преодолеть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иоанн Лествичник. Пятая неделя Великого поста». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.6:13-20) и Евангельского (Мк.9:17-31) чтений в четвертое воскресенье Великого поста, о пятой неделе Великого поста, о чтении канона святителя Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской, о Субботе Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы), а также о дне памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Общая вера в семье». Протоиерей Михаил Самохин

Гостем программы «Семейный час» был пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.
Мы говорили единстве веры в семье, насколько важно, чтобы в муж и жена придерживались одинаковых религиозных взглядов и как быть, если один из супругов православный, а другой нет.
Ведущая: Анна Леонтьева